Восемнадцать созвездий кино

Восемнадцать созвездий кино

06.09.2017 11:15
МОЁ! Online
19

Читать все комментарии

Лето, оно как хороший фильм, пролетит, не заметишь. Только, в отличие от кино, лето назад уже не отмотаешь, не пересмотришь. И впереди — не титр «конец первой серии», а самая настоящая осень. «Унылая пора».

Впрочем, унылая она для кого угодно, а для нас, киноманов осень — поистине «очей очарованье»! Ведь до самого Нового года — а это восемнадцать пар выходных — можно с упоением пересматривать любимые фильмы! Да, пересматривать. Потому, что хоть фильмов на свете тысячи, а возвращаешься ты только к любимым. Возвращаешься, чтобы в очередной раз открыть в них что-то новое для себя и для своих близких, для младшеньких — словно ниточку, ведущую от своего сердца, им в руку вложить.

В общем давайте заберёмся с ногами на диван, устроимся поудобнее, кто с кружкой чая, кто с бокальчиком красного вина, и наполним эти восемнадцать выходных волшебным мерцающим светом...


1. В честь Дня знаний можно пересмотреть — целиком и вдумчиво — добрый и, кажется, уже вечный фильм Станислава Ростоцкого Доживём до понедельника с Вячеславом Тихоновым в роли строгого, прежде всего к себе, учителя истории, с юными Игорем Старыгиным и Ольгой Остроумовой. 

А кто-то может заглянуть в другую школу — парижскую, вместе с режиссёром Лораном Канте, снявшим в 2008-м году замечательный, впоследствии осыпанный всевозможными международными призами фильм Класс. — Скучно не будет ни старшеклассникам, ни их родителям.
Впрочем, кого-то возможно по-настоящему встряхнёт опять же французская картина «на школьную тему» Последний урок, с Изабель Аджани, героиня которой берёт в заложники свой мультикультурный класс. Ну, а вы на её месте как поступили бы?

2. Сентябрь — это ещё и «бабье лето». А значит, и та самая песня Джо Дассена, и фильм Мужчина и женщина, снятый в 1966-м году 28-летним Клодом Лелушем, с несравненной Анук Эме, Жаном-Луи Трентиньяном и с известнейшей музыкальной темой Мишеля Леграна. 

Ещё одну бессмертную «любовную тему», уже от Фрэнсиса Лэя, мы услышим в Истории любви, экранизации одноименного романа Эрика Сигала. Мелодия, что и говорить, хороша, но и сам по себе фильм прекрасен. 

Правда, заговорив о «лав стори», я тут же вспомнил и прекрасную картину Клода Сотэ Сезар и Розали, где само обаяние и гордость французского шансона Ив Монтан выписывает круги вокруг мятущейся красавицы (Роми Шнайдер). В этом фильме есть всё. — И хороший юмор, и эффектная свободная женщина, и настоящие мужчины… Так что правильнее всего будет посмотреть все три картины. Не пожалеете.

3. Красивый фильм о человеке, пожелавшем уйти красиво и с высоко поднятой, хотя и незрячей головой — Аромат женщины с Аль Пачино в роли полковника Слейда. И как бы кто ни утверждал, что кульминация картины — блестящая речь отставника в стенах колледжа, но, на мой взгляд, высшая точка «Аромата…» — это танго в исполнении слепого полковника и прекрасной незнакомки. (Настоятельно рекомендую пересмотреть эту сцену ещё раз, но уже без перевода. И внимательно последите за мимикой героев).

4. Матч-Пойнт Вуди Аллена в год своего выхода — 2005 — лично мне вернул веру в Кино. Прекрасный сценарий, многослойная интрига, замечательная игра актеров! Правда, хэппи-энд тут выпал злодею. Но и в этом случае картина производит впечатление и легко выдерживает не один просмотр. И во многом благодаря Скарлетт Йоханссон, играющей роковую хищницу-жертву. 

Кстати, не грех пересмотреть и вышедшую через два года после «Матч-пойнта» вуди-алленовскую Мечту «Кассандры», где вечный стрелок и забияка Колин Фаррелл демонстрирует зрителю другую сторону своего актерского таланта. 

5. Фильм фильмов — Пролетая над гнездом кукушки Милоша Формана. Ну, и как не вспомнить его же картину Амадей?! И можно поспорить, кто здесь получился ярче, рельефнее — Моцарт в исполнении Тома Хальса или Сальери, которого сыграл Мюррэй Абрахам? — Посмотрите, оцените. Хотя в итоге наверняка «победит» музыка Вольфганга, нашего, Амадея. 

6. Раз уж заговорили о музыке, то вот вам и искромётный семейный мюзикл — Мамма Миа, фейерверк бессмертных хитов группы ABBA в исполнении Мерил Стрип, Пирса Броснана, Колина Ферта, отличная хореография и потрясающие виды греческих островов. Да, наверняка смотрели, но… «Мамма Миа» стоит того, чтобы пересмотреть его ещё раз всей семьёй!

И как пара вспышек в другом конце Киновселенной — музыкальные ленты из бушующих 70-х: Иисус Христос — суперзвезда (Реж. — Норман Джуисон) и Волосы всё того же Формана. Здесь — рок, действительно длинные волосы, страдания и надежды на лучшие времена. 

7. Хореография, музыка, кино, талант… Правильно! Олл вэт Боб Фосс! А также шедевры этого режиссера — полубиографический All That Jazz (Весь этот джаз) и Кабарэ с неповторимой Лайзой Минелли. 

И чтобы уже закруглить тему выдающихся музыкальных картин, вспомним роскошный, помпезно декорированный Мулен-Руж База Лурмана с Николь Кидман в роли куртизанки Сатин и оригинально препарированными шлягерами Элтона Джона, Фредди Меркьюри, Дэвида Боуи, «Нирваны» и Уитни Хьюстон. 

И следом за «Мулен-Руж» — неординарный фильм-танец Бал Этторе Сколы. — История небольшого парижского танцзала, а по сути, история Франции с 1936 по 1983 годы, увлекательно рассказанная практически без слов. 24 исполнителя оживляют 140 персонажей. Талантливые перевоплощения и эпизодические роли-подвиги. — Не пройдите мимо!

8. Без слов, без слов… Необычный фильм об одиночестве и любви, о мужчине и женщине — Стрелочник Йоса Стеллинга (1986 г). Если в этой картине и присутствуют какие-то отдельные слова, то в отношениях двоих, встретившихся на забытом богом полустанке, особой роли они не играют. 

И ещё один современный «немой» фильм — короткометражка Галерея всё того же Стеллинга. — Захватывающая, остроумная зарисовка, где Он и Она встречаются случайно, за несколько мгновений успевают стать диковинным, но все-таки единым целым, которое ещё через мгновение рассыпается миллионом жемчужин по холодному мраморному полу рождественской галереи. 

9. «Короткий, но запоминающийся». Скажу это об очень симпатичной киноновелле Возгорится пламя из фильма Михаила Сегала «Рассказы» (2012 г). И скажу это о притче-предвидении Бернардо Бертолуччи История о воде, открывающей киноальманах «На десять минут старше. Виолончель». 

…Сказав «Бертолуччи», не могу не сказать Конформист. Так называется потрясающий фильм этого великого итальянца, снятый в 1970-м году. 

10. Барри Линдон — очень эффектное, трехчасовое и, возможно, лучшее в истории кино «костюмное» повествование знаменитого Стэнли Кубрика («Космическая Одиссея», «Заводной апельсин») о судьбе ирландского авантюриста, штурмующего, под закадровые скабрезные комментарии, «высший свет» Англии. Восемнадцатый век: дворцы, парики, платья, мебель, свечи, дуэли. Всё, вплоть до зубных щёток и контрацептивов того времени, изучено автором, скрупулёзно воссоздано и снято только при естественном освещении или при свечах специальными высокочувствительными объективами, предназначенными для астрономических наблюдений. В результате — феноменальная «картинка» и захватывающее путешествие в далёкое аристократическое прошлое. 

Впрочем, история кино знает и более продолжительные шедевры. Так увенчанный четырьмя «оскарами» Фанни и Александр, Ингмара Бергмана кинорассказ о семье Экдаль, в своей экранной версии длится более трёх часов, а телеверсия — более пяти! Но, несмотря на пугающий хронометраж, смотрится этот фильм-сериал удивительно легко. Чем не вариант для длинных новогодних выходных?

11. О человеке на войне, да и просто о Человеке — Проверка на дорогах Алексея Германа. Сколько здесь беспощадного, бьющего наотмашь! Война без прикрас. Ролан Быков, ради которого режиссер отверг и Высоцкого, и Евстигнеева, играет гениально. 

И здесь же, словно вступающий в полемику с «Проверкой…», шедевр Ларисы Шепитько Восхождение, посмотрев который на специальном закрытом показе фронтовик, бывший командир партизанского отряда имени Щорса, Герой Советского Союза, руководитель тогдашней Советской Белоруссии Петр Машеров заплакал… Понимаете? — Заплакал. И, пользуясь своим высоким положением, сделал всё, чтобы этот фильм не «лёг на полку», как та же «Проверка на дорогах», дождавшаяся широкого проката лишь через пятнадцать (!) лет.

Тему войны не могут не продолжить …А зори здесь тихие Станислава Ростоцкого и Они сражались за Родину Сергея Бондарчука с участием Василия Шукшина, Юрия Никулина, Георгия Буркова, Вячеслава Тихонова, Нонны Мордюковой и др. 

Ну, и как тут обойтись без музыкального, поистине великого фильма Леонида Быкова В бой идут одни старики?! ( — Только в оригинальном, черно-белом варианте!!!) «Рас — ку-у-у — дрявый, да клён зелёный, лист резной…» — Будем жить!

12. Фильм о других людях на другой войне — Апокалипсис сегодня Фрэнсиса Форда Копполы (1979 г). И в чем-то перекликающийся с ним рассказ о путешествии к сердцу ужаса — Агирре, гнев Божий Вернера Херцога с Клаусом Кински в главной роли. 

13. Махровая и уморительнейшая американщина: Большой Лебовски братьев Коэнов и Криминальное чтиво сами знаете кого. 

В продолжение этой линии — Бешеные псы того же Тарантино. Здесь — Харви Кейтель и Тим Рот. (За первым — в Где ты, Лулу? Пола Остера (1998 г), за вторым — в Четыре комнаты!) 

14. Братцы, а позвольте все-таки... хотя бы раз, хоть в один чарт вставить Иронию судьбы... Рязанова. Ведь все же смотрим! Минимум раз в год. 

И, как неотъемлемые части этого созвездия — энциклопедия советской жизни — Москва слезам не верит Владимира Меньшова и первый «советский вестерн», пьяный от чувства внутренней свободы и молодой силы дебют Никиты Михалкова Свой среди чужих, чужой среди своих. Кстати, на съёмки именно этой картины полный сил и надежд Михалков впервые вывез в вагоне СВ свою ещё не супругу, но уже невесту, модель Татьяну (Соловьёву, по первому мужу Шигаеву). 

15. Уж коль скоро заговорили о вестернах, то как тут не вспомнить и не пересмотреть классику жанра — Хороший. Плохой. Злой итальянца Серджо Леоне! Клинт Иствуд в главной роли, лица злодеев, дли-инные сцены на фоне скрипа дерева, песни ветра или музыки Энио Морриконе. 

И в пару к этому великому «спагетти-вестерну» 1966-го года — знаменитый «истерн»1954-го — Семь самураев от японского режиссера Акиры Курасавы. Помимо своих художественных достоинств этот фильм может служить современному руководителю как отличное пособие по набору персонала. 

Кстати, На несколько долларов больше Леоне, положивший начало жанру «спагетти-вестерна», есть не что иное, как римейк Телохранителя того же Курасавы. — Обе эти картины также заслуживают просмотра.

16. Жёлтая подводная лодка. — Непревзойдённый за все полвека своего существования макси-мультик с бессмертными песнями «Битлз». И конечно же обязательно покажите эту чудесную «Лодку» своим детям!

Кстати, опыт показывает, что младшие школьники с удовольствием смотрят вместе с родителями и «Кавказскую пленницу», и «Брилиантовую руку», и «Ивана Васильевича», который меняет профессию, и «Операцию «Ы». Поторопитесь передать детям то, чем дорожите сами. А то ведь вырастут…

17. Беззаботная (2008 г) и Вера Дрейк (2004 г) — блестящие киноработы английского режиссера Майка Ли. О двух разных женщинах, одинаково готовых помогать людям. О женщинах, своим бескорыстием и отношением к жизни напоминающих детей. «Детей», которым часто и больно достаётся от «взрослых». И есть в этих двух героинях, в их лицах, глазах, в поступках что-то, что сильно роднит этих англичанок с русскими женщинами.

18. Что выбрать в качестве «вишенки на торте»? — Лёгкую трагикомедию 2009 года Мне бы в небо с неудержимым Джорджем Клуни или вечнозелёную классику от маэстро Феллини — Сладкая жизнь (1960 г) с неотразимым Марчелло Мастрояни и юным Челентано? Впрочем, обе картины, откупоренные, словно бутылки шампанского, очень скоро показывают дно, на котором остаются герои. Становится немного грустно. Хочется начать сначала… Да кто же вам мешает?! Хорошее кино для того и существует, чтобы его пересматривать!

Вот такая вырисовывается домашняя кинопрограмма на те восемнадцать пар выходных, что остаются до Нового года. Но возможно, кто-то пожелает добавить к списку свой любимый фильм. Что ж, пишите, предлагайте. 

И — приятного просмотра!

Искренне ваш, Лев КОМОВ.

Самое читаемое