Чему научить ребёнка, чтобы он не стал жертвой педофила

Об этом рассказала клинический психолог Юлия Горячева

19.07.2023 14:46
0 105

Недавно в жители Краснолесного микрорайона обвинили в педофилии мужчину, собиравшего в лесу чернику. Чуть раньше воронежцы избили водителя, приняв его за извращенца — он раздавал сладости детям. После этих скандалов мы попросили психолога Юлию Горячеву рассказать, как и чему научить ребёнка, чтобы он не стал жертвой настоящего педофила.

— Каждый ребёнок — индивидуальность. И это важно учитывать при выработке мер безопасности. Например, эта девочка любит котят, а эта жить не может без конфет. И тут сразу просматриваются разные уязвимости. Каждый родитель знает слабые места своих детей, и именно на них нужно делать основной упор.

Начну с азов. С малолетства нужно приучать деток к «правилу трусиков». Оно простое — всё, что в трусиках, НИКТО и НИКОГДА не имеет права трогать без разрешения. И мама с папой при купании, бабушка в бане не исключение. Купаем ребёнка — спрашиваем разрешение. Не получили разрешения — не трогаем! Так ребёнок приучится к этому правилу, и оно станет обыденным и сильным.

Второе — посторонние люди. Вы видели картину: лифт, родитель с сыном.

— Ой, какой хорошенький, мальчик!

— Сынок, улыбнись тёте…

— Скажи, как тебя зовут?

— …

— Чего молчишь? Это невежливо! Скажи… Меня зовут Вася, мне 2 года…

Сынок улыбнётся. И скажет, как его зовут и сколько ему годиков. Хороший мальчик. А потом этот же родитель скажет: если к тебе подошёл незнакомый человек, убеги от него! У ребёнка непонимание… Ответ прост: ребёнок их знает? Родители их знают? Родители рядом и дали разрешение? Три да — разговариваю. Хоть одно — нет, ухожу. Вызубрите это правило. Детям нужны чёткие алгоритмы действий, они их понимают и принимают.

Третье, что нам нужно, — дать ребёнку право голоса и возможность выражать любые эмоции. Плохих эмоций не бывает — у них тоже есть свои функции. Да, некоторые неприятно испытывать, но это не значит, что они не нужны.

Ребёнок имеет право не хотеть, бояться, тревожиться, злиться… И важно научить его это делать. Самое лучше — выразить эмоцию вслух. «Я сейчас боюсь, папа, защити меня». И папа в ответ не отругает, что большая девочка, боится, как малыш, а защитит. Тогда ребёнок не будет бояться рассказать родителям обо всём, что происходит. Это неудобно, занимает кучу времени и сил. Но это единственный вариант, чтобы ребёнок с вами говорил. Иногда это спасает жизни.

Четвёртое. Научите детей кричать. «Мне больно!», «Отпустите меня», «Не подходите ко мне!». Взрослые часто учат детей — не кричи, не мешай, в итоге ребёнок не кричит, не зовёт на помощь в случае реальной опасности.

Пятое. Научите ребёнка отказывать! Ребёнок должен привыкнуть, что, когда он говорит «нет», его слышат. Например, он говорит, что наелся и не хочет кашу. Хорошо. Наелся, иди играй. И да, я знаю, что он не наелся, но я даю ему возможность сказать «нет». Да он попросит булочку через час, а я не дам, потому что время обеда не пришло. Дам после обеда. Так будет 3 — 4 — 5 раз и прекратится. Это называется формирование поведения. Но! Когда он реально наелся, тогда он сможет сказать, что больше не хочет, и будет делать это с полным пониманием вопроса. Уметь отказывать на просьбы надо уметь. Это навык. Его нужно воспитывать.

Шестое. Говорить! Дети понимают все, только говорить нужно доступным им лексиконом. Использовать «я-сообщения» — «я хочу», «я волнуюсь», «я чувствую», «я боюсь». Говорить, объяснять, приводить примеры, которые ребёнок видел. Не нужно детей ограждать от плохих новостей. К ним нужно подготовить и помочь справиться с ними.

Седьмое. Прекратить врать. Взрослые преподносят детям кучу вранья, в которое дети верят. А потом мир ломается — ребёнок узнает правду. И что ребёнку с ней делать? Никто не может мне ответить на этот вопрос».