Как телефонные мошенники втягивают в свои схемы детей
Подростков без их ведома и без ведома родителей запросто могут сделать «дропперами» — одним из ключевых звеньев в цепочке аферы
То, что за последний год возросло количество случаев телефонного мошенничества с привлечением детей, заметили эксперты проекта Общероссийского народного фронта «Мошеловка». Финансовый эксперт, куратор платформы Алла Храпунова приводит пример:
— Школьница подарила маме на день рождения дорогой букет. Мама с вопросом: откуда деньги? «Заработала», — говорит дочка. Оказывается: одноклассник попросил девочку получить на свой счёт крупную сумму — якобы зарплату старшего брата, «потерявшего банковую карту», — и обналичить. В несколько заходов школьница обналичила в банкоматах более 300 тысяч рублей, получая за каждую операцию по одной тысяче. В итоге мама заблокировала карту дочери и открыла другую, привязанную к своему личному счёту.
Эта девочка, сама того не зная, стала «дроппером» (от английского слова drop — капля): так называют подставных персонажей, которых мошенники используют для вывода украденных у населения денег.
— Подростки подтверждают совершение операций, перевод денег, очевидно, не понимая и не осознавая последствий, — объясняет Алла Храпунова. — В обращениях к нам о втягивании детей в мошеннические схемы фигурируют очень большие суммы — вплоть 800 тысяч рублей и выше. Заманивают ребят стандартно: присылают в соцсетях предложение «быстро заработать, ничего не делая», либо через «сарафанное радио», как в примере со школьницей. Платить детям много не надо: они соглашаются и на одну — две тысячи рублей. Руководит действиями подростка некий куратор. Он же указывает, что сделать с обналиченными деньгами — кому-то отдать или перечислить дальше на какой-то счёт.
Если вдруг ребёнок засомневается, ему внушают, что, мол, «ничего опасного нет» и «тебе ничего за это не будет». Что на самом деле — ложь. Дроппер может попасть под несколько статей Уголовного кодекса РФ — о мошенничестве, незаконной банковской деятельности, о неправомерном обороте средств платежей. Ответственность по ним наступает с 16 лет. То есть старшеклассники, которые как раз в группе риска, запросто могут получить судимость на ровном месте.
Когда родителям насторожиться?
— Если ребёнок, например, перестал просить карманные деньги, у него непонятно откуда появились дорогие вещи, при этом он не хочет раскрывать свои источники дохода, поговорите с ним откровенно, — советует Алла Храпунова. — Также стоит присмотреться к новым друзьям, которых чадо старается от вас скрыть.
Чтобы перестраховаться, эксперты советую провести с подростками курс ликбеза — объяснить, что нельзя принимать деньги от неизвестных личностей, а лёгких заработков не бывает. И прямо рассказать о «дропперах» и об их нерадужных перспективах — детки сейчас продвинутые и разбираются в жизни прекрасно. И важный момент: оформите ребёнку банковскую карту, привязанную именно к вашему личному счёту, так вы сможете контролировать все его операции. Формально есть информационное письмо Центробанка от 25 августа 2021-го о том, что договор счёта с подростками 14 — 18 лет можно заключать только при письменном согласии родителей или законных представителей, как того требует первая часть статьи 26 Гражданского кодекса РФ. Но, отмечает Алла Храпунова, на практике не все банки ему следуют.
Если же выяснится, что ребёнок всё-таки стал жертвой мошенников и его уже втянули в аферу, — надо сразу обращаться в полицию: это поможет выйти на настоящих преступников и без последствий для вашего чада.