Мы его теряем!

Краеведы считают, что новый подземный переход уничтожит единственный памятник времён Гавриила Державина — мост через Студенец

11.02.2012 01:00
0 3665

В прошлом году городские власти заявили о намерении построить в Тамбове второй подземный переход  — у стадиона «Спартак», на перекрёстке улицы Советской и Студенецкой набережной. Тоннель предполагается проложить под мостом над речкой Студенец. Работы пока не начались, но подготовка к ним идёт.

Надо сказать, что большинство горожан не понимают, зачем буквально в паре сотен метров от первого строить второй переход, который будет упираться в ограду стадиона. Кроме того, как и в случае с первой подземкой, здесь возникли трения с историками.

Первый подземный переход у парка культуры построен прямо на территории первого городского кладбища.  Во время строительных работ здесь были обнаружены многочисленные человеческие останки, перезахороненные впоследствии на Полынковском кладбище. Второй переход, по словам историков, может уничтожить или лишить исторической оригинальности бывший Никольский мост, который, по их словам, был построен во времена Гавриила Державина и даже отчасти явился причиной его отставки с поста тамбовского наместника.

— Главными задачами Державина, который прибыл в Тамбов 4 марта 1786 года, были перепланировка города по утверждённому Екатериной II плану и организация строительства каменных зданий на центральной площади, — рассказывает искусствовед Марина КЛИМКОВА. — Державин наладил добычу и поставку строительных материалов и начал возводить кирпичный завод. В 1784 году был построен новый деревянный Никольский мост, но после каждого половодья его приходилось чинить, поэтому было решено построить на его месте каменный.

По словам Марины Александровны, у Державина возник конфликт с местными чиновниками, которые лоббировали интересы своих подрядчиков. Тамбовчане начали жаловаться на наместника генерал-губернатору, что, возможно, и повлияло на его дальнейшую судьбу. Однако мост всё-таки начали строить 2 сентября 1786 года под личным наблюдением Державина. Причём строили его по образцу московского моста через Яузу, располагавшегося у Яузских ворот близ храма Троицы в Серебряниках.

— Историческую ценность моста подтверждают архивные документы и работы тамбовских историков и краеведов, — говорит Марина Климкова. — Но у нас почему-то на мосты вообще внимания не обращают, ни один не поставлен на учёт. По имеющимся данным, мост через Студенец на Советской — единственная постройка, сохранившаяся со времён Державина.

Искусствовед считает, что мост необходимо сделать памятником и показать его древность — старинную кладку.  Он может стать объектом, популярным у туристов.

Такого же мнения придерживаются и члены общественной организации «Культурная инициатива», которые собираются добиться признания сооружения официальным памятником.

— Для того чтобы мост получил статус памятника и соответствующую государственную охрану, необходимо пройти установленную законом процедуру, — рассказала начальник отдела охраны памятников истории и культуры областного управления культуры Надежда ТОЛМАЧЁВА. — Нужно заключение аттестованных Минкультом экспертов. На Тамбовщине таких нет. Экспертиза платная, хотя, надо сказать, некоторые эксперты готовы работать даром. В любом случае необходим пакет документов — архивные бумаги, подтверждающие историческую ценность моста, заключение архитекторов, которые должны изучить кладку, заключение экспертов и так далее. Инициировать процедуру признания моста памятником могут органы местного самоуправления, общественные организации и даже физические лица. Если нам, в управление культуры, передадут нужные документы, то мы пригласим экспертов Минкульта и обратимся в Облдуму с просьбой признать мост памятником.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»

Их не смогли сохранить

В Тамбове не очень-то бережно относятся к историко-культурным памятникам. Так, летом 2010 года неизвестные снесли дом Михаила Боратынского на улице Мичуринской. Уголовное дело по этому поводу до сих пор расследуют в городском УВД. Чуть ранее был снесён дом Протасьевых на перекрёстке улиц Советской и Горького, в котором, по одной из версий, жила та самая «тамбовская казначейша». В конце 80-х годов на улице Горького снесли дом Алексея Жемчужникова, одного из создателей образа Козьмы Пруткова. Сейчас на этом месте располагается офис банка. На Центральном рынке медленно, но верно разрушается здание исторических торговых рядов. Кроме того, утеряны здания детской больницы на улице Степана Разина, дом Подбельского на улице Советской, 19, дом Барятинских на Студенецкой набережной, сгоревший в 1994 году.

Михаил КАРАСЁВ.