Слепоглухонемая жительница Белгорода освоила компьютер и мечтает открыть драмкружок для инвалидов

Белгородка Светлана Дубровская лучше многих знает, что продолжать жить и радоваться жизни нужно, несмотря ни на что

27.09.2017 16:54
1 2410

Оглохла Светлана в три года после того, как тяжело заболела гриппом. Кроме того, девочка ещё и потеряла голос. В итоге Света начала ходить в специализированный детский сад, потом — в школу для глухонемых. Кроме обычных для всех детей уроков в этой школе Света училась читать по губам. Общительная позитивная, она всегда старалась научиться чему-то новому — особенно нравилось танцевать, играть в театральном кружке. На каникулах дома она всегда много помогала родителям: и в огороде овощи прополоть, и за скотиной поухаживать — никакая работа девочку не пугала.

— После школы я из родной Тамбовской области отправилась учиться в индустриальный техникум в Златоуст Челябинской области, потому что там было отделение для глухонемых. Первое время приходилось непросто — в специализированных школах программа полегче, а в техникуме пришлось нагонять, там поблажек не делали, — говорит Светлана. — Был момент, хотела бросить всё и вернуться к родителям. В группе из двадцати семи человек глухими было только четверо, и нам, конечно, приходилось очень непросто.

Но вскоре Светлана подружилась с однокурсниками, да и преподаватели к старательной девушке относились очень хорошо. Перед дипломом четыре месяца отрабатывала практику на Ижевском машиностроительном заводе — обтягивала двери машин резиной, чтобы закрывались герметично. И вот Светлана получила специальность технолога по холодной обработке металлов резанием. Но на работу по специальности устроиться не смогла — начало стремительно падать зрение.

— Врачи поставили диагноз «прогрессирующая близорукость», дали вторую группу инвалидности, — продолжает наша героиня. — Чтобы без дела не сидеть, не быть обузой родителям, обратилась во всероссийское общество слепых, где мне в 1987 году нашли работу в Белгороде.

В Белгороде ей понравилось — и город приятный, и от родителей не очень далеко. Дали общежитие, начала работу сборщицей на одном из предприятий общества слепых. Вскоре обзавелась друзьями. С удовольствием вязала на спицах вещи — всем друзьям и родным. Да так хорошо у неё получалось, что работы Светланы стали выставлять в ДК Всероссийского общества слепых, в библиотеке.

— Сейчас я вяжу покрывало на кровать. Пряжа дороговато нынче стоит, но очень хочется обрадовать любимую племянницу — да и времени свободного много, — улыбается женщина.

Через пять лет после переезда в Белгород Светлана ослепла полностью. С работы женщину сократили, но наша героиня не стала падать духом. К этому времени она уже бегло читала специальные книги для слепых, а потом решила освоить компьютер. В 1997 году она отправилась на компьютерные курсы в Москву, которые организовало Всероссийское общество слепых.

Фото из архива библиотека им. Ерошенко

— Знакомые подсмеивались: «Как ты за компьютером работать будешь, если не видишь и не слышишь?», — вспоминает Светлана. — Но две недели на курсах в Москве стали для меня большим событием. Новые встречи, знакомства. И конечно, учёба. Вникать в азы компьютерной грамотности было непросто. За две недели и не всякий зрячий и слышащий в тонкостях компьютера разберётся.

Но Светлана справилась. Плакала, бывало, но решила не сдаваться. Консультации с преподавателями продолжала и после курсов.

— В компьютере у меня сейчас всё есть, даже книги, — рассказала «Житью» Светлана (мы, кстати, с ней общались именно с помощью этого самого компьютера, как — смотри «Справку»). — Раньше тяжёлые, напечатанные брайлем издания из библиотеки приходилось носить. Зато теперь я открываю несколько вкладок, печатаю документы в текстовом редакторе и переписываюсь с подружками в социальной сети.

Общение Светы, конечно, одной сетью не ограничивается. По субботам она посещает духовную семинарию. Там руководитель отдела по социальному служению Белгородской и Старооскольской епархии иерей Михаил (Сердюк) проводит для глухих и слабослышащих людей церковные службы с сурдопереводом.

Ещё Светлана возглавляет общество помощи слепоглухим «Эльвира», где помогает тем, кто не так стойко переносит жизненные невзгоды.

Надо отметить, что Светлана, несмотря на многочисленные предложения родных приехать к ним пожить, в гости не торопится. Во-первых, в Белгороде вся её жизнь — друзья, библиотека. Во-вторых, в постоянной бытовой помощи она не очень и нуждается. В магазин сама выйти может — пишет продавцам на бумажке, что нужно, они сдачу отдают. А так её раз в неделю навещает социальный работник — окна помыть помогает, в поликлинику проводит, продуктов принесёт.

— Пенсия у меня — невелика, тринадцать тысяч. Одна моя московская знакомая, которая видит и слышит, сказала: «Я не знаю, что произойдёт со мной, если у меня будет такой доход», — рассказывает Светлана. — То есть для москвички такая пенсия — это катастрофа. А меня её огорчение смешит — я могу жить при любом доходе и чувствую себя счастливым человеком. Мы же среди людей — без куска хлеба не оставят. Очень благодарна своим друзьям, которые меня поддерживают и морально, и материально. Вы знаете, после того как я ослепла, меня ни разу никто не обманул.

И с соседями, с которыми Светлана живёт в коммуналке на улице Курской, у неё хорошие отношения — праздники вместе празднуют. Кстати, к общему столу Светлана готовит своё фирменное блюдо — оливье, который получается у неё как ни у кого другого.

— Конечно, мне хочется чаще путешествовать, больше общаться. Хочется, чтобы при центре реабилитации обязательно был драматический кружок и спортивный зал с тренажёрами, — делится с нами своими мечтами эта стойкая женщина. Чтобы больше выделяли часов для тифлоперевода для слепоглухонемых людей. Сейчас на одного слепоглухонемого положено сорок часов… в год. А ведь таким людям больше всего не хватает именно общения.


СПРАВКА

Что такое клавиатура Брайля
 
Слепоглухонемые общаются с помощью «дисплея Брайля» — специальной приставки к компьютеру, которая позволяет им не только читать, но и писать. Стоит прибор от 150 тыс. руб.
 На этой специальной клавиатуре вместо букв помещены знаки азбуки Брайля. Там же есть поле с множеством отверстий, через которые проступают символы Брайля. Когда на компьютер приходит сообщение, символы в поле меняются.