Электрички снова попали под сокращение

Но власти региона надеются, что им удастся избежать потери пригородных поездов и даже увеличить их количество

09.11.2013 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

В 2011 году ППК «Черноземье» уже заявляла о ликвидации 59 рейсов, которые обслуживали жителей Черноземья. В Тамбовской области планировали отменить 10 — 15 из курсирующих по области 33 электричек. Но по результатам переговоров с региональными властями было принято решение отменить лишь 30 поездов: три в Тамбовской области, пять — в Воронежской, семь — в Липецкой, два — в Курской и 14 — в Белгородской. 

Причиной закрытия маршрутов стали долги субъектов перед ППК «Черноземье» — по данным компании, задолженность регионов, в которых работает перевозчик, составила 1,2 млрд рублей. В этом году убытки могут стать ещё больше. 

Как рассказали «Житью» в управлении транспорта Тамбовской области, между ППК «Черноземье» и регионом заключён договор на перевозки, в соответствии с которым определён объём работы пассажирской пригородной компании. Разницу между установленным в регионе тарифом и себестоимостью компенсирует региональный бюджет. Но выставленные счета оказываются ему не по силам. Так, в 2012 году Тамбовская область компенсировала ППК «Черноземье» выпадающие убытки на сумму 35 млн рублей, а по данным перевозчика, сумма компенсации должна была составить 230 млн.

— В 2013 году на компенсацию убытков в бюджете региона заложено 50 миллионов рублей, — говорит начальник транспортного отдела управления транспорта Тамбовской области Александр СЕНИН. — А перевозчик предъявляет сумму более чем 250 миллионов.

Специалисты уверены, что требования ППК «Черноземье», мягко говоря, завышены. И дело здесь в выстроенной ОАО РЖД системе взаимоотношений с дочерним предприятием. «Черноземье» фактически использует имущество ОАО РЖД — оно арендует электропоезда, вагоны и рельсовые автобусы. Арендную плату устанавливают в ОАО РЖД, и эта сумма тарифному регулированию не подвергается. Не исключается, что арендная плата для ППК «Черноземье» может быть выше объективной. Арендная плата в итоге становится частью выпадающих затрат и подлежит истребованию с регионов. 

— В 2012 — 2013 годах регионы, и Тамбовская область в том числе, разрабатывали предложения, направленные на урегулирование этой ситуации, — продолжает Александр Евгеньевич. — Часть предложений касалась того, что контролировать образование тарифов должна Федеральная служба по тарифам. Это позволит сделать их объективными и прозрачными.

Скорее всего, в результате такого регулирования стоимость поездок существенно снизится. Напомним, по расчётам пассажирской компании, себестоимость зонного проезда пассажиров на 2013 год в нашем регионе составила 49 рублей 20 копеек за одну зону (10 км).

Региональное управление по тарифам скорректировало расчёты. В итоге экономически обоснованная стоимость зонного проезда пассажиров была снижена почти до 30 рублей. А учитывая социальную значимость пригородных железнодорожных перевозок, для жителей Тамбовщины с 1 июля текущего года проезд был установлен в размере 14 рублей, по сравнению с предыдущим тарифом он увеличился на 2 рубля. 

Тариф по закону могут увеличивать только один раз в год, так что до конца 2013-го жителям нашего региона повышение цен на проезд в электричках не грозит. А вот в будущем роста цен на билеты исключить нельзя. Сейчас администрация области планирует затраты на компенсацию перевозчику в 2014 году, по предварительным данным, учитывая претензии компании, сумма возмещения будет увеличена, что не может не отразиться на тарифе для населения, но для тамбовчан рост значительным не будет. 

— Пригородный железнодорожный транспорт жителями Тамбовской области очень востребован, — поясняет Александр Сенин. — ОАО ППК «Черноземье» — единственный перевозчик в нашем регионе, который оказывает эту услугу. Поэтому в этом вопросе обязательно будет достигаться договорённость, мы планируем не только не допустить снижения количества поездов, но и увеличить их.

Речь идёт о возобновлении работы пригородных поездов в Жердевском районе и запуске электричек для жителей сёл Бокино, Селезни и других.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

РЖД возмещает убытки за счёт пассажиров

— ОАО РЖД — монополист, в ведении которого находятся все железнодорожные перевозки: и грузовые, и пассажирские, и пригородные, — поясняет экономист Андрей АГЕЕВ. — Переполох в компании вызвало заявление о заморозке тарифов на грузоперевозки в 2014 году. Что отсюда следует по законам физики и экономики? Если в одном месте убыло, то надо, чтобы прибыло в другом. Соответственно, ОАО, которое потеряет миллиарды рублей благодаря инициативе правительства, попытается эти убытки компенсировать. А за чей счёт? Очень сложно представить, что РЖД пойдёт на оптимизацию расходов, значит, остаётся один источник возмещения убытков — это пассажиры. Это предполагает рост цен на проезд в ж/д транспорте, на который пассажирам придётся согласиться, так как альтернативы в области ж/д перевозок просто не существует.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»

Половина ППК «Черноземье» принадлежит РЖД

ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» зарегистрировано в декабре 2010 года. 50% плюс одна акция принадлежат РЖД, 25% плюс одна акция — Воронежской области, 9% — Белгородской, 10% — Тамбовской, 5% — Липецкой. Осуществляет пассажирские перевозки в восьми регионах России (Белгородская, Воронежская, Тамбовская, Липецкая, Курская, Пензенская, Саратовская и Рязанская области). Пассажиропоток компании за 2012 год составил 16 миллионов человек, столько же прогнозируется в 2013-м. Стоимость проезда за одну зону в разных регионах составляет от 14 до 16,5 рубля.