Бензин подорожает до 40 рублей за литр с начала 2015 года

На стоимости топлива сказываются манипуляции крупных поставщиков, повышение налогов на добычу и понижение пошлины на вывоз

15.11.2014 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

На прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении ведущих поставщиков нефтепродуктов России: ОАО АНК «Башнефть», ОАО НК «Роснефть», ОАО НК «ЛУКойл» и ООО «ЛУКойл-Резервнефтепродукт». Их заподозрили в манипуляциях на биржевых торгах, которые вызвали повышение оптовых цен на топливо на 30 — 40%. 

— Эта ситуация стала одной из причин повышения цен в рознице, — пояснил начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС РФ Дмитрий МАХОНИН. — По данным Росстата, при общем уровне инфляции в 6,3% рост цен на 92-й бензин составит 10%, на 95-й — 7,8%.

Как пояснили «Житью» в одной из тамбовских компаний, реализующих ГСМ, розничные цены на бензин напрямую зависят от закупочных. Соответственно, цену диктуют поставщики. Как поясняют в компании, в бездумном росте стоимости ГСМ в условиях конкуренции в нашем регионе никто не заинтересован, но законы экономики никто не отменял, работать себе в убыток продавцы не будут. 

Вот только почему нефть дешевеет, а заправить машину становится всё дороже? Ведь за четыре месяца цены на чёрное золото упали со 115 до 80 долларов за баррель. 

— Изменения оптовых цен на бензин связаны с колебанием цены на нефть, которая с начала года росла и только в последнее время падает. К тому же в этом году производство бензина было осложнено приостановкой нефтеперерабатывающих предприятий, — пояснил «Житью» исполнительный директор «Российского топливного союза» Григорий СЕРГИЕНКО. — Недопоставки вызвали ажиотаж на бирже, выросла цена.

По мнению доктора экономических наук Николая КУЛИКОВА, рост цен на бензин происходит из-за вступления России в ВТО, одним из условий которого стало снижение таможенных ограничений. 

— Пошлины на вывоз нефти из России снизились в три раза, — поясняет Николай Иванович. — То есть прибыль от этого бюджет не получает. В то же время в стране повысился налог на добычу полезных ископаемых, и тоже в три раза. Но в итоге получается, что в случае с пошлинами финансовая нагрузка ложилась на потребителя страны-экспортёра.

То есть наши поставщики продавали за рубеж нефтепродукты с учётом затрат на пошлину, которые компенсировали, устанавливая экономически обоснованную цену. А когда пошлина снизилась, но вырос налог на добычу, это бремя повисло на жителях России. Покупая бензин, теперь уже мы, а не граждане иностранных государств покрываем расходы нефтедобывающих компаний. Кроме того, поставщикам выгоднее продавать топливо за границу, что приводит к дефициту бензина внутри России.

Не стоит забывать и о повышении акцизов. Так, акциз в 2013 году составлял 10,1 тысячи за тонну, в этом году — 11,11 тысячи, а в следующем вырастет до 13,3 тысячи рублей. Это тоже скажется на цене бензина. 

— Бензин ежегодно дорожает на 10 — 12%, — говорит Николай Куликов. — Рост цен будет и в следующем году, но не резкий, а постепенный. Не думаю, что бензин вырастет в цене больше чем на 15% за год.

В Госдуме же готовятся к тому, что в январе бензин подорожает до 40 рублей за литр, хотя некоторые эксперты говорят и о 50.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

«Цены на бензин выросли из-за падения рубля»

Некоторые специалисты считают главным виновником подорожания не акцизы.

— Основная причина — подешевевший рубль, который упал вслед за ценой на нефть. В бюджет государства не поступают деньги, и быстро залатать эту брешь можно только за счёт увеличения доходов от продажи нефти и нефтепродуктов, — считает экономист Игорь КНЯЗЕВ. — Когда казна наполнится, цену на топливо можно будет снизить, но это вряд ли произойдёт в ближайшие три-четыре месяца.