«Не проявили заботливости и осмотрительности»

Областное УФАС разбиралось в ситуации с АО «ТКС», которое весной насчитало горожанам огромные платежи за воду

17.10.2020 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

В Тамбове близится к завершению разбирательство в ситуации с АО «Тамбовские коммунальные системы», которое в мае инициировали в антимонопольной службе по многочисленным жалобам горожан. Напомним, в марте коммунальщики, которые обеспечивают жителей Тамбова услугами водоснабжения и водоотведения, решили самостоятельно выпускать платёжки на оплату этих ресурсов для жителей частного сектора.

Но первые квитанции, которые изготовило АО «ТКС», возмутили тамбовчан. Суммы в них были гораздо больше, чем раньше. Например, людям, своевременно оплатившим услуги, приписали несуществующие долги, из-за чего плата для них выросла в два раза. Жильцам, у которых установлены счётчики, стоимость воды и канализации рассчитали по нормативу. А ещё больше тысячи горожан должны были оплатить водоотведение, хотя у них в домах никогда не было централизованной канализации.

Ситуацию усугубила пандемия. Когда жители обнаружили астрономические суммы в платёжках, в областном центре начали вводить ограничения. Многие организации, в том числе и коммунальщики, прекратили личные приёмы и предлагали решать все вопросы с помощью интернета. Но далеко не все могли воспользоваться такой возможностью. Аналогичная ситуация с платёжками возникла и в следующем месяце.

В своё оправдание АО «ТКС» заявило, что Единый расчётный центр, который раньше занимался начислениями и печатью квитанций, с 17 марта закрыл доступ к базе данных, где отражались все платежи. Чтобы рассчитать новые суммы, специалисты воспользовались сведениями, размещёнными в ГИС ЖКХ, а портал выдавал информацию о задолженностях, которые и приписали потребителям. Данных об оплате, проведённой людьми через кассы ЕРЦ, у ТКС якобы не было.

Что касается непонятных начислений горожанам, у которых есть счётчики, то это тоже произошло из-за отсутствия сведений об их показаниях. В марте в ТКС решили сделать начисления по среднемесячному потреблению, что хоть как-то было приближено к реальности. А в апреле расчёт провели уже по нормативам, и результаты значительно превышали обычные платежи.

В ЕРЦ, в свою очередь, рассказали, что по условиям договора коммунальщики имели круглосуточный онлайн-доступ к информации об объёмах потребления воды вплоть до 28 марта, а значит, могли использовать её для расчётов платежей.

Комиссия областного УФАС, которая заслушала все эти доводы, не признала правоту ТКС ни по одному из пунктов. Даже несмотря на то, что горожане уже получили перерасчёт за проблемные месяцы и сейчас таких вопросов не возникает. Она сделала вывод:

– АО «ТКС» при смене порядка расчёта со своими гражданами не проявило должной заботливости и осмотрительности в части обеспечения надлежащего ведения расчётов с потребителями, чем ущемило права и законные интересы неопределённого круга лиц.

Компании вменяют в вину то, что в квитанциях за март не учли платежи за февраль и выставили эти суммы как задолженность. Довод коммунальщиков о том, что они не владели данными о платежах, если деньги вносились через кассы ЕРЦ, не посчитали оправданием: это проблемы поставщика, а не потребителей.

Доказательств того, что ТКС добросовестно пытались прояснить вопрос наличия задолженности за услуги водоотведения, при рассмотрении дела не нашли. Также установлено, что компания необоснованно рассчитала по нормативу плату для горожан, у которых есть счётчики. Неправомерным посчитали и начисление за несуществующее водоотведение.

– Обязанность надлежащего коммерческого учёта лежит на АО «ТКС», но общество фактически переложило её на потребителей, – сделали вывод в региональном УФАС. – Возможность выяснить сумму размера платежей либо у своего агента – ТОГУП «ЕРЦ», либо у каждого из потребителей в частном порядке была, однако общество выбрало иной вариант решения проблемы нехватки информации, необходимой для выставления корректных платёжных документов, – вынудить своих потребителей добиваться устранения необоснованных начислений. Комиссия отмечает, что компания не только выпустила квитанции на оплату с заведомо недостоверными суммами задолженности, но и после поступления огромного числа обращений о таких ошибках не предпринимала в инициативном порядке достаточных действий для устранения этого нарушения.

В своём заключении об обстоятельствах дела специалисты сделали вывод о том, что в действиях ТКС есть признаки нарушения антимонопольного законодательства по ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

– Заключение об обстоятельствах дела – это пока проект решения. Ответчик ещё может подать на него возражение, поэтому разбирательство не закончилось, – рассказал «Житью» начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля УФАС по Тамбовской области Константин МУРЗИН. – Рассмотрение этого дела назначено на 20 октября.

Если коммунальщиков признают виновными, им грозит штраф от 300 тысяч до 1 миллиона рублей.