В Тамбове снова могут появиться электробусы
На сайте госуслуг жителей спрашивают, нужен ли им такой вид транспорта
Региональные власти вновь задумались о покупке для Тамбова электробусов — современных машин, которые в некоторых городах страны приходят на смену троллейбусам. Для областного центра собираются закупить пять таких транспортных средств, но сначала идею вынесли на суд тамбовчан. На сайте госуслуг в рубрике «Общественные обсуждения» объявили опрос, принять участие в котором смогут жители региона от 18 лет, имеющие подтверждённую запись на этом портале.
— Сегодня пассажирские перевозки в Тамбове в основном осуществляются троллейбусами и автобусами с двигателями внутреннего сгорания, — говорится к аннотации к обсуждению. — Однако всё чаще мы слышим об испытаниях инновационного общественного транспорта — электробусов. Мировые транспортные эксперты считают этот вид самым перспективным и надёжным. А как думаете Вы?
Тамбовчан спрашивают, как часто они пользуются общественным транспортом, считают ли целесообразной замену троллейбусов на электробусы. А также предлагают продолжить фразу: «Электробусы — это…». Среди предложенных вариантов: комфорт и безопасность, высокая стоимость проезда, современный инновационный транспорт, экологически чистый вид транспорта, необходимость систематической подзарядки аккумуляторов. Общественное обсуждение по этой теме будет проводиться до 18 марта.
Напомним, у Тамбова уже был опыт использования электробусов. Машина производства белорусского предприятия «Белкоммунмаш» появилась в областном центре четыре года назад, в марте 2018-го. Город получил её безвозмездно для проведения трёхмесячного тестирования.
Новый электробус пустили тогда по маршруту № 32 — он ездил от железнодорожного вокзала до остановки «Пигмент». Для его работы не требовалась контактная сеть: батареи подзаряжались от специальной станции, установленной на конечной остановке, — её тоже предоставили безвозмездно.
19-метровый электробус, который вмещал более 150 пассажиров, проработал в Тамбове в течение нескольких недель. А потом, до окончания срока запланированных испытаний, белорусская сторона попросила вернуть машину и передала её для тестирования в другой регион страны.
Тем не менее чиновники сообщали, что времени, которое она провела в нашем городе, вполне достаточно, чтобы сделать выводы: нужен Тамбову такой транспорт или нет. Среди минусов выделяли большие габариты и высокую стоимость: один электробус ещё тогда обошёлся бы бюджету примерно в 26 миллионов рублей. В итоге от приобретения этих машин решили отказаться.
На сайте Госзакупок не уточняется, какие именно электробусы собираются закупить для Тамбова. А это, по мнению специалистов, важный вопрос. В 2018 году в городе тестировали образец с быстрой подзарядкой. Необходимое оборудование подключалось к тяговой (троллейбусной) подстанции. Минусом электробусов такого типа является наличие дизельного отопителя, который используют, чтобы снизить расход электроэнергии. Так что говорить об экологичности в этом случае не приходится.
Есть ещё один вид электробусов — с динамической подзарядкой, или, как его называют, троллейбус с автономным ходом. Возможность приобретения таких машин в областном центре тоже рассматривалась несколько лет назад. Суть этого транспорта заключается в том, что часть маршрута он едет в режиме троллейбуса, с использованием контактной сети, а часть — в режиме электробуса, без проводов. Такой вариант считают самым оптимальным для городов, где, как пока и в Тамбове, сохранилась контактная троллейбусная сеть.
Судьба же обычного троллейбуса находится у нас под большим вопросом. Количество такого транспорта и обслуживаемых им маршрутов за последние годы сократилось в разы. Автопарк устаревает, а контактная сеть требует серьёзной модернизации: она сильно изношена и потребляет очень много электроэнергии.
Тем не менее тамбовчане любят «рогатеньких» и, когда возникает вопрос об их ликвидации, встают на защиту. В прошлом году люди также об ращались в Гордуму с просьбой сохранить электрический транспорт.
В сентябре депутаты Тамбова обсуждали этот вопрос. По предварительным расчётам МУП «Тамбовгортранс», для сохранения троллейбусов нужно провести большую работу: составить проект реконструкции существующей инженерной инфраструктуры, построить и ввести в эксплуатацию четыре новые тяговые модульные подстанции, заменить кабели, а также провод и соответствующую арматуру контактной сети.
Кроме того, для обновления автопарка потребуется 25 современных троллейбусов общей стоимостью более 46 миллионов рублей. Таким образом, ориентировочная цена модернизации эксплуатируемых троллейбусных линий, без разработки проектно-сметной документации, составит больше 896 миллионов.
— В тяжёлой экономической ситуации прогнозировать возможную прибыль от сохранения и развития электротранспорта пока не представляется возможным, — рассудили тогда в Гордуме. — По итогам обсуждения депутаты приняли решение пока снять этот вопрос с контроля.
В ТЕМУ
«Тамбовгортранс» терпит убытки
На сегодняшний момент троллейбусы эксплуатирует и обслуживает муниципальное предприятие «Тамбовгортранс». Оно является убыточным и получает порядка 80 миллионов в год в качестве дотаций из городского бюджета на содержание электрического транспорта.
Аудит, который провели там в прошлом году, показал, что в 2019-м убыток составил 5,7 миллиона рублей, в 2020-м — 11,2 миллиона.
Согласно выводам городской контрольно-счётной палаты, на ситуацию влияли даже не обстоятельства (транспорт МУПа обслуживает не самые загруженные направления, а в большинстве своём работает на социальных маршрутах, неинтересных коммерческим перевозчикам), а неправильная финансово-хозяйственная деятельность.
Здесь выявили несоответствие выплаченных подрядчикам сумм тем работам, которые они выполнили по контрактам. А бывший главбух предприятия переплатил себе больше 360 тысяч рублей. Вопрос у специалистов контрольно-счётной палаты вызвали и взаимоотношения с оператором, организовавшим в общественном транспорте Тамбова безналичный приём платы. За свои услуги ООО «Транспортная платёжная система» берёт 7% с каждой транзакции.
— Как показал анализ установленных в регионах ЦФО размеров таких вознаграждений, в Тамбове он наиболее высокий, — говорят в контрольно-счётной палате. — В Воронежской и Курской областях, где операторами являются государственные и муниципальные учреждения, эти цифры составляют меньше 2%. Договорные отношения с оператором ООО «Транспортная платежная система» являются наиболее экономически невыгодными для предприятия и самыми дорогостоящими по сравнению с другими регионами.
Читать все комментарии