Психолог рассказал, что делать, если ребёнок — малоежка

Разбираемся вместе со специалистом, как правильно кормить своё чадо

28.02.2024 08:11
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

В разговоре с другими мамами можно часто услышать: «Ой, да мой вообще ничего не ест!» или «Ест только макароны…». При этом список любимых продуктов ребёнка может варьироваться, но одно остаётся неизменным — скудный состав рациона. Таких детей родители называют малоежками.

Важно отметить, что понятие «малоежка» — не термин в стандартном понимании этого слова, а скорее условное понятие, которое просто прижилось в народе. Мы попросили рассказать о малоежках психолога, специалиста по прикладному анализу поведения Ольгу Викторовну КНЯЗЕВУ.

«Временная пищевая неофобия характерна для 100% детей»

— Кто такие малоежки?

Ольга КНЯЗЕВА

— Малоежки — это дети, обладающие более узким пищевым рационом и так называемым сниженным аппетитом по сравнению с детьми условной нормы, но при этом не дотягивающие до установления медицинского диагноза ИОРПП (избегающее/ограничительное расстройство приёма пищи). В принципе любое отклонение питания ребёнка от ожиданий родителей, бабушек или педиатра может стать поводом называть ребёнка малоежкой. То есть, условно говоря, бабушка может называть своего внука малоежкой, если он съел восемь пирожков вместо нужных, по её мнению, десяти.

— Как понять, что ребёнок малоежка, с какого возраста это проявляется?

— Низкая заинтересованность в еде может быть характерна для ребёнка любого возраста, для определённых периодов детства она является нормой. Временная пищевая неофобия характерна для 100% детей, при этом разборчивость и придирчивость в еде — для 14% детей, а диагноз ИОРПП характерен для одного процента.

— Малоежки страдают расстройством пищевого поведения (РПП)? Или, может, в будущем есть риск его развития?

— Существуют два больших блока нарушений, связанных с едой. При одном ограничения и избегание приёма пищи связаны с нарушением образа тела, то есть с желанием похудеть (анорексия, нервная булимия). При другом ограничения в приёме пищи не связаны с нарушением образа тела и желанием похудеть (избегающее/ограничительное расстройство приёма пищи). Так как малоежками в народе называют всех, кто мало ест, то и 1-я, и 2-я категории могут подходить под это народное понятие. При этом будет большой процент людей, которых называют малоежками, но они никогда не имели и не будут иметь медицинский диагноз. ИОРПП может начинаться очень рано, у некоторых детей уже в младенчестве. Иногда в раннем возрасте ребёнок имеет стандартный пищевой рацион, который в силу различных причин (но помним, что они не могут быть связаны с желанием преобразить свой внешний вид) начинает сокращаться и может дойти до критического состояния. В моей практике были дети, которые употребляли только 2 — 3 продукта. При нервной анорексии и нервной булимии предшествующее пищевое поведение (до старта заболевания) часто беспроблемное.

— Что делать родителям, если ребёнок мало ест?

— Прежде всего определить: эта проблема связана с количеством и разнообразием пищи, которую потребляет ребёнок, или же с нашими представлениями о том, сколько должен есть ребёнок? Для этого посмотрите возрастные нормы по калорийности употребляемой пищи и по необходимым макро— и микроэлементам, которые должен употреблять ребёнок.

Если проблема всё-таки в недостаточном питании, то прежде всего оцените, каких веществ не хватает ребёнку и в каких продуктах они содержатся. Далее разберитесь в причинах недостаточного питания ребёнка — они могут быть связаны с его повышенной чувствительностью к определённым запахам, вкусам, текстурам пищи (индивидуальными реакциями на определённые характеристики пищи); с настойчивым желанием поддержания постоянства и однообразия; со страхом неприятных последствий приёма пищи, например со страхом удушья или болевых ощущений. Также у ребёнка может быть отсутствие интереса как к приёму пищи, так и к еде в целом. И да, не кормите детей отдельно! Пусть ваши трапезы станут одним из семейных ритуалов.

«Не заставляйте, а мотивируйте»

— Как ввести новый продукт, который ребёнок отказывается есть?

— Не заставляйте, а мотивируйте ребенка. Кстати, принцип наших бабушек «съешь суп — и получишь конфетку» на самом деле работает, но применять его надо без фанатизма. Например, только при введении новых, нелюбимых ребёнком продуктов в качестве закрепления привычки их употреблять. Вводить новый продукт нужно постепенно. К примеру, ребёнок не переносит мясо в супе. Сначала вы должны просить его подуть на ваш суп, попросить его размешать. Пусть тарелка стоит рядом с ребёнком — он должен привыкнуть к запаху, внешнему виду. Потом, когда он перестанет морщиться от одного вида и запаха, предложите мясо лизнуть и, только когда он спокойно будет дотрагиваться до нового продукта языком, предложите осторожно положить кусочек в рот и при желании сразу выплюнуть. Главное, чтобы ребёнок привык к новому запаху продукта, консистенции, вкусу.

— Как лечат расстройство пищевого поведения?

— Часто для работы с детьми, имеющими РПП, нужна целая команда специалистов: психологи, поведенческие аналитики, врачи. Состав этой команды будет зависеть от конкретного диагноза, с которым столкнулся ребёнок, а также от того, какие причины привели к появлению этого диагноза и какие осложнения он принёс. Например, если ИОРПП появилось на фоне кислотного рефлюкса, то для решения проблем с питанием понадобится сначала решить проблемы с ЖКТ ребёнка, то есть обязательным членом команды будет гастроэнтеролог. А если употребление ребёнком только пюрированной еды связано с нарушением у него навыков глотания или жевания, то обязательными членами команды будут невролог и специальный логопед, специализирующийся на данных навыках.

— Итак, как же не вырастить малоежку?

— В зависимости от причины стратегии работы будут отличаться, но есть некоторые общие правила:

  • создавайте приятную, спокойную атмосферу во время приёма пищи;
  • никогда не стоит заставлять — стоит мотивировать попробовать новый продукт или съесть немного больше;
  • регулярно садитесь за стол всей семьей — ребёнок должен видеть стандартный пищевой рацион семьи;
  • постоянно предлагайте ребёнку новые продукты, но ставьте перед ребёнком посильные задачи, не заставляйте его сразу есть новый продукт. Поддерживайте и хвалите ребёнка, не давите, и результат не заставит себя ждать;
  • увеличивайте размер порции постепенно;
  • ешьте в одно и то же время;
  • установите лимит по продолжительности приёма пищи;
  • избегайте частых перекусов;
  • перекладывайте еду из упаковки в посуду;
  • составьте план действий при нежелательном поведении ребёнка во время приёма пищи;
  • уменьшите отвлекающие стимулы — например, выключайте телевизор, не показывайте мультфильмы на время приёма пищи.