От сериалов до лапши: почему корейская культура захватила мир

Как случилось, что лапша-рамён, патчи со слизью улитки и песни BTS перестали быть экзотикой

19:46, сегодня
14

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

От сериалов до лапши: почему корейская культура захватила мир

Когда корейская культура так плотно вошла в нашу жизнь? Неужели дело только в музыке, танцах и вкусной еде? Разбираемся, почему всего за она 10–15 лет захватила мир и что ей для этого понадобилось.  

Мягкая сила по‑корейски

Южная Корея сделала свою культуру экспортным хитом. С начала 2000-х государство развивает стратегию Халлю — культурной волны. Результат не заставил себя ждать: за 2021 год объём экспорта культурного контента Южной Кореи превысил 12 миллиардов долларов. Музыка, сериалы и фильмы стали частью продуманной политики и вышли на мировой рынок и сделали корейскую культуру товаром-лидером.

Кажется, впервые о южнокорейских сериалах заговорили только 20-х. Но на самом деле дорамы (общее название для восточноазиатских сериалов. — прим. ред.) стали популярными ещё в 2009 году. Именно тогда в России появился сериал «Мальчики краше цветов» (18+) — адаптация японской манги, которую позже экранизировали в Китае и Тайване. Главные актёры до сих пор собирают толпы поклонников по всему миру.

Секрет популярности этих сериалов в отслеживании реакции аудитории и подходе к производству. Истории редко растягивают на несколько сезонов — обычно 16 серий, а в последние годы выходят и мини-серии из 6–8 эпизодов. При этом съёмки и монтаж идут параллельно с выходом серий. Сценаристы внимательно следят за зрительскими отзывами и могут менять сюжет и развязку в зависимости от их ожиданий. Если фанатам не нравится, что героиня выбрала другого, готовьтесь к неожиданному повороту и хэппи-энду.

Для тех, кто раньше не знал слова «дорама», корейская волна пришла с «Игрой в кальмара» (18+). Благодаря сюжету, локальному колориту и социальной критике сериал взлетел на вершину рейтингов.

До этого корейские сериалы были малоизвестны, но фильм «Паразиты» (18+) стал культурным феноменом. Картину Пон Джун-хо номинировали на шесть «Оскаров», и она выиграла четыре, включая лучший фильм на иностранном языке — первый такой случай в истории мирового кино.

Фото:

Фабрика айдолов

Кей-поп — ещё одно популярное явление халлю. В 2023 году экспорт южнокорейской музыки достиг 1 трлн вон — около 760 млн долларов США, что на 34,3% больше, чем годом раньше.

Айдолы (артист в сфере азиатской попкультуры. — прим. ред) покоряют фанатов не только песнями. Каждый концерт — продуманное шоу с энергичными танцами, незаурядными костюмами и спецэффектами. Например, BTS, BLACKPINK и StrayKidsпоют и танцуют на подвижных платформах и водных сценах. Полёты над зрителями на подвесных тросах — популярный способ эффектного начала концерта.

За яркими шоу, ангельской внешностью и синхронными движениями стоит усердная работа. Артисты тренируются с 8–9 лет, но до дебюта доходят не все. Даже после 10 лет подготовки есть риск вылететь из индустрии или так и остаться неизвестным, допустим, если для участника не найдут подходящую группу и концепцию.

Корейские бой- и гёрлбэнды ориентированы на разные сегменты зрителей. Участников собирают по типажам: застенчивый тихоня, спортсмен, визуал (самый привлекательный), макнэ (самый младший), «холодный принц» и другие. Каждый фанат может выбрать себе участника по вкусу, а значит охват аудитории шире, чем у сольного исполнителя.

Фото: сгенерировано ии

Революция в бьюти-индустрии

Корейская косметика вышла на мировой рынок в 2010-х и за десять лет стала одним из самых успешных экспортных сегментов Южной Кореи. В 2024 году объём экспорта достиг рекордных 10,2 млрд долларов, и страна вошла в тройку лидеров, уступив только США и Франции. Такой успех — результат государственной поддержки.

Правительство вкладывает в бьюти-продукты столько же, сколько и в кей-поп. Косметическая индустрия — часть стратегии развития здоровья и биотехнологий. В 2019 году на исследования и разработки выделили около 418 миллионов долларов.

В 2010-х корейская косметика задала тренд на бережный уход вместо тяжёлой декоративной косметики. В моде тканевые маски, патчи, санскрин и лёгкий BB-крем с лечебными компонентами. Это была «первая волна» популярности k-beauty.

«Вторая волна» принесла усовершенствованные продукты — кушоны с гиалуроновой кислотой, тинты с улиточным муцином и SPF. Корейская косметика позиционирует себя как продукт, решающий разные задачи, это и объясняет её популярность.

Фото:

Рамён, кимчи и…морковка по-корейски?

На самом деле в Сеуле об острой морковке ничего не знают, ведь придумали ее переселенные в Советский Союз корейцы. За последние два года в Воронеже открылись две рамённые — кафе с острой лапшой быстрого приготовления. Одна из них сделана по образцу круглосуточных магазинчиков Южной Кореи. Добралась до нас и сеть корейских ресторанов. Коронное блюдо заведения — чикен, куриное филе в панировке.

Необычные сочетания вроде сыра и карамели или ванили, яркие вкусы (целых 7 градаций остроты!) — то, что хочется попробовать, когда родные блюда уже приелись.

Фото:

Итог

Кажется, ждать спада корейской волны в ближайшее время не стоит. Магазинов и кафе с южнокорейскими продуктами становится больше, Netflix совсем недавно выпустил первое корейское аниме и полнометражный мультфильм про кей-поп айдолов, а в Воронеже еще этой весной был концерт корейской рок-группы W24.