«Индусам на улицах я говорю: «Намасте»!

Тамбовчанка Надежда Антонова всю жизнь посвятила увлечению индийскими фильмами

17.12.2016 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

63-летняя Надежда Григорьевна здоровается с гостями по-английски и просит называть ее не по имени-отчеству, а коротким и звучным именем Надин. Именно так она представлялась индийским гостям на московских кинофестивалях, которые когда-то посещала ежегодно. Времена этих поездок ушли в прошлое, а привычки — остались.

Увлекаться индийскими фильмами Надин начала еще в детстве. В далеких 60-х динамичные кинокартины как раз входили в моду и их показывали в каждом советском кинотеатре.

— Жили мы небогато, радоваться особо было нечему и хотелось от этой жизни куда-то сбежать, — вспоминает Надежда Антонова. — Индийское кино стало для всей нашей семьи настоящей отдушиной. Каждый фильм смотрели минимум по три раза. Мне настолько они нравились, что я даже потихоньку танцевала в кинотеатре, запоминала эти изящные движения и пыталась их повторить.

Первыми фильмами, которые посмотрела юная Надин, были «Неприкасаемая» и «Цветок в пыли». А после того, как девочка посмотрела «Бродягу» с Раджем Капуром в главной роли, она окончательно и бесповоротно влюбилась и в актера, и в индийское кино вообще. Окончив школу, Надин решила отправиться в Москву, чтобы увидеть своих кумиров вживую.

— Я поехала в столицу на заработки, но цель у меня была на самом деле совсем другая, — рассказывает Надежда Григорьевна. — Я хотела попасть на кинофестиваль, где показывали индийские фильмы. Туда приезжали актеры, которые в них снимались. И мне удалось туда попасть и посмотреть фильмы «Незнакомка» и «Бобби» и даже познакомиться с актрисой Зинат Аман. С тех пор я старалась не пропускать ни одного фестиваля, ездила на них каждый год.

В то же время Надежда Григорьевна стала учиться искусству фотографии и начала собирать собственную фотоколлекцию. Сейчас часть этой коллекции утеряна, но даже в таком виде она насчитывает несколько тысяч снимков, на которых изображены популярные в советское время индийские актеры. Большую часть фотографий Надин сделала лично на кинофестивалях в Москве и Ташкенте. Некоторыми из них она особенно дорожит.

— Когда на экраны вышел фильм «Танцор диско», он стал невероятно популярным, — вспоминает Надежда Григорьевна. — И когда в Москву приехал Митхун Чакраборти, его готовы были носить на руках! Его окружали, заваливали цветами, требовали автограф. Мне тогда тоже удалось к нему прорваться, и он расписался на своей фотографии. Эта карточка — одна из любимых в моей коллекции.

Еще на одном снимке, который особенно дорог Надежде Григорьевне, запечатлена она сама вместе с актером Риши Капуром. Это сын того самого Раджа Капура, с которого началась ее любовь к индийскому кинематографу. С самим Раджем ей тоже удалось встретиться лично и даже вручить ему подарок.

— Я знала, что индусы очень любят колокольчики, расставляют их по дому, правда, до сих пор не знаю — зачем, — рассказывает Надежда Григорьевна. — И перед очередным кинофестивалем я пошла в ГУМ и купила там три колокольчика, в надежде, что мне удастся их подарить кому-нибудь из актеров. Тогда удача улыбнулась мне дважды — сперва я случайно встретила Чакраборти, который шел в концертный зал через гостиницу. Я подарила ему колокольчик, а он мне в ответ вручил статуэтку какой-то шестирукой богини. А потом в буфете я увидела Раджа Капура, которому тоже подарила колокольчик. Он мне тогда подарил пепельницу в виде ботинка, это было очень символично, потому что он играл бродягу, который вечно ходил в рваных ботинках.

Ботинок от Раджа Капура Надежда Григорьевна хранит до сих пор. А вот шестирукой богине повезло меньше — она была утеряна вместе со множеством фотографий из ее богатой коллекции. В 1991 году Надежда съездила на кинофестиваль в последний раз. Потом Советский Союз развалился, а индийский кинематограф уступил в прокате место американскому. Индусы перестали приезжать в столицу, перестала ездить в Москву и Надин. Но любовь к индийскому кино продолжала в ней жить, и тогда она решилась открыть клуб единомышленников.

— Мы собирались в кинотеатре «Спутник», смотрели фильмы на большом экране, обсуждали актеров, — вспоминает Надежда Григорьевна. — Я приносила свои фотографии, которых с каждым разом становилось все меньше — поклонницы расхватывали снимки себе на память, статуэтка от Чакраборти тоже «ушла» вместе с кем-то... А потом в «Спутнике» потребовалось место другой организации, и клуб пришлось распустить, о чем я до сих пор жалею.

Сегодня Надежда Григорьевна смотрит индийское кино только по телевизору. Современные фильмы ей не нравятся — считает, что в них не хватает души. А старые, но по-прежнему горячо любимые показывают, увы, не так часто. Зато Надин как родным радуется иностранным студентам, которых встречает на улице.

— Когда я вижу индусов на улице, я киваю им и говорю «намасте», что означает по-индийски «здравствуйте», — делится Надежда Григорьевна. — Спрашиваю у них, как там поживают мои любимые актеры. Они мне улыбаются, отвечают, многие хорошо знают русский язык. Еще иногда созваниваюсь с подругами, которые любят индийское кино, мы с ними общаемся, но это бывает очень редко. Я мечтаю о том, чтобы вновь собрать клуб моих единомышленников, но как это сделать — не знаю. Поэтому пока что мне остается только пересматривать фотографии да вспоминать ушедшие годы.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»

Индийское кино — один из главных лидеров советского кинопроката

Впервые советский зритель познакомился с индийским кинематографом в 1949 году. Это был фильм «Дети Земли». Затем индийские фильмы стали выходить в прокат регулярно и пользоваться огромной популярностью. В кинотеатры выстраивались очереди, залы были переполнены. Наибольший интерес у зрителей вызвал фильм «Бродяга», где в главной роли снимался Радж Капур. Песня «Бродяга я» стала хитом. Этот фильм шел на экранах СССР с 1954 до 1986 года. Прокатная лицензия продлялась четыре раза, его посмотрели десятки миллионов зрителей. В 70-х годах популярностью пользовалась картина «Зита и Гита» — о девочках-близнецах, разлученных в детстве. Фильм был настолько популярен, что в стране появились свои Зиты и Гиты, многих девочек стали называть такими именами. Еще один любимый зрителями фильм того времени — «Танцор диско» о молодом человеке, который стал знаменитым благодаря своему таланту. После распада СССР индийское кино надолго было забыто, но начиная с 2000-х годов стало возвращать свою популярность и вновь выходить на российском экране. Сегодня кинокартины Индии периодически демонстрируются на экранах более 90 стран мира. Ежегодно Индия экспортирует свои фильмы на 450 — 500 миллионов долларов.