В школу больше не пойдём!

Почему родители предпочитают учить своих детей дома

30.03.2013 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

В семье Гурный шесть детей, четверо из которых обучаются по форме семейного образования. Они не ходят в школу, изучая все предметы на дому.

Отец семейства 41-летний Олег, бригадир отделочников по евроремонту, о школе имеет неприглядное представление.

— Грязные, прокуренные туалеты, отсутствие контроля, двадцать учителей на тысячу учеников — я не хочу, чтобы мои дети варились во всём этом, — говорит он.

Между тем, по словам убеждённого сторонника индивидуального образования, школа, к которой сейчас относятся четверо его младших детей, филиал МБУ «Цнинская СОШ № 2», другого порядка, но возвращать детей туда он не согласен.

А началось всё почти десять лет назад, когда пришла пора отдавать старшую дочку Аню в школу. Думали вместе с товарищем, с которым дружат семьями. Выбрали экстернат. Школа предоставила им учебный план. Каждую четверть дети должны были сдавать экзамены. 

— Мы были рады, что наши дети дома, мы всегда знаем, что они делают, и абсолютно спокойны за них, — рассказывает отец семейства.

Заметим, что компенсаций за такую форму образования детей законодательством не предусмотрено. Все расходы ложились на плечи родителей. Следом за Аней время идти в школу подошло и для сына Елисея. Не раздумывая, Олег снова выбрал форму экстерната. Учиться дома с приходящими учителями детям было легко. Сложнее стало, когда ребята взрослели и потребность в репетиторах возросла.

— Денег на учёбу не хватало. Мы нанимали учителей с семьёй наших друзей. Получалось, что каждый педагог занимался с двумя-тремя детьми зараз, но это всё-таки не целый класс, — рассказывает Олег.

Несмотря на все попытки удержаться на обучении дома, финансовый вопрос вынудил отца семейства отдать детей в школу, в которой они в итоге проучились два года: Аня — 8-й и 9-й классы, а Елисей — 7-й и 8-й.

— Я к тому времени знал больше, чем мои одноклассники. Спустя время мне просто стало скучно. Учителя меня хвалили, ребята списывали, а мне было нечего делать. Никаких проблем с общением у меня не возникало, — говорит Елисей.
По окончании 9-го класса Аня и Елисей продолжили образование в профильных классах при ТГУ им. Державина.

У старшей Ани неполадок с социализацией, чего так боятся многие противники образования на дому, тоже не было — девочка с детства училась в музыкальной школе, посещала кружки по рисованию и всегда имела много друзей среди соседских детей. 

Следом за Аней и Елисеем в семье Гурный по­явились Марк, которому сейчас 14 лет, и Маша, ей 12. Когда они доросли до школы, родители узнали о существовании формы семейного образования. Между тем она была с 1992 года. Её сторонники мотивируют свой выбор тем, что занятия на дому — единственный вариант создания дружественной ребёнку образовательной среды. 

— Отпадает необходимость ранних подъёмов, занятия можно подстроить под биологический ритм ребёнка, — говорит Олег Анатольевич. — В зависимости от способностей и интересов детей можно выделить больше времени на кружки и секции. Курс обучения можно проходить по ходу усвоения материала.

Чтобы перейти на семейное об­учение, родители написали в школе заявление, заключили договор, по которому взяли на себя ответственность за образование своих детей, а школа обязалась оплатить родителям их труд. При этом родители сами вольны выбирать — будут ли они нанимать репетиторов или сядут за учебники вместе с детьми сами. В год на ребёнка-«семейника» из обл­бюджета выплачивается от 34 до 41 тысячи рублей. Дети могут приходить в школу, за которой они закреплены, на консультации, олимпиады и праздники. Сейчас к ребятам семьи Гурный приходят по 5 — 6 учителей в неделю. Компенсации хватает ровно на то, чтобы оплатить им занятия. 

Нет опасения у родителей по поводу ЕГЭ.

— Наши репетиторы — действующие учителя. Они занимаются по тем же сборникам для подготовки к ЕГЭ, что и с остальными учениками. Дети друзей уже сдавали ЕГЭ и получили высокие баллы, с которыми их легко взяли в университет, — говорит отец.

Супруга Олега Ольга полностью поддерживает мужа.

— Мы стараемся в каждом ребёнке развить индивидуальность. Все их оценки настоящие, а не нарисованные, им ведь даже списать не у кого. Дети учатся надеяться только на себя и опираться на свои знания и способности. По-моему, это лучшая школа жизни, — уверена Ольга.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»

Типы среднего образования

По Закону РФ «Об образовании» родители могут выбрать, где и как ребёнок будет учиться — в школе, получать образование в семье, в форме экстерната или на дому.

При переходе на семейное образование ребёнок остаётся записанным в конкретную школу, так что прав у него ничуть не меньше, чем у других учеников.

Обучать его можно самим или пригласить преподавателей. Государство обязано выплатить родителям сумму, равную затратам на образование в школе.

Ученики-«семейники» каждый год проходят аттестацию и по её итогам переводятся в следующий класс.

Экстернат — самостоятельная, часто ускоренная форма обучения. Государство при этом материальные издержки родителей не компенсирует.

Обучение на дому возможно для детей, которые не могут учиться в школе по состоянию здоровья. По приказу директора к таким детям учителя приходят домой.