В Тамбовской области с начала 2015 года отменят треть пригородных поездов
Перевозчик — ППК «Черноземье» — больше не будет работать в долг и выполнит только те обязательства, которые оплачены регионом
Процесс сокращения пригородных поездов в Тамбовской области уже идет. Так, с 1 декабря в нашем регионе прекратили курсировать 4 поезда, 7 поездов отменили с 15 декабря., еще два поезда будут отменены с 25 декабря. А глобальное сокращение перевозок ожидает регион в 2015 году. По самым скромным подсчетам специалистов, отмене подлежат еще как минимум более 20 пригородных поездов, курсирующих в разных направлениях.
Как следует из сообщения, размещенного на официальном сайте ППК «Черноземье» — компании, которая занимается пассажирскими железнодорожными перевозками в Тамбовской области и еще ряде соседних регионов с конца 2010 года, сокращение перевозок произошло «в целях приведения размеров движения пригородных поездов в соответствие с заявкой Тамбовской области».
Сразу же после первого этапа отмены поездов — 15 декабря, на неофициальный сайт главы администрации области Олега Бетина и в управление транспорта стали обращаться недовольные тамбовчане, которые остались без удобного и доступного железнодорожного сообщения. Особенно это коснулось жителей небольших населенных пунктов, которые раньше без проблем могли добраться на электричке до райцентра.
— С 15 декабря 2014 года поезд, который следовал из Тамбова в 9.30 до Кирсанова, был отменен. Как же так? Людей оставили без способа перемещения. Многие ездят на этом поезде в Кирсанов в поликлинику, в аптеку за лекарствами, оплачивать коммунальные услуги, на рынок за продуктами. за одеждой, да и вообще за всеми необходимыми для жизни вещами, — пишет тамбовчанка Татьяна Агапова. — Теперь это сделать невозможно. Есть вариант поехать на автобусе, но дорога находится достаточно далеко от деревни, и пожилым людям до нее просто не дойти. Вы отрезаете село от цивилизации и элементарных нужд, которые так необходимы каждому человеку.
С отменой поездов жителям районов стало сложнее добираться и до областного центра.
— Уважаемый Олег Иванович! Пишет вам житель Никифоровского района, Тамбовской области. Очень вас прошу договорится о восстановлении расписания пригородных рельсовых автобусов № 6301, № 6302, № 6303, № 6304, № 6305 которые отменили с 15 декабря, — пишет Дмитрий Бессонов. — Как студентам ездить учиться? Как людям ездить на работу? Как людям ездить в больницу?
Люди просят вернуть электрички, но, как объяснили в управлении транспорта Тамбовской области, в сложившейся ситуации говорить о возвращении электричек не приходится, более того, количество пригородных поездов придется еще сократить, и значительно, с января следующего года. Причин тому несколько. Во-первых, постоянно растущие аппетиты железнодорожников, к примеру экономически обоснованным тарифом в 2015 году на проезд 1 зоны — 10 километров — в ППК «Черноземье» считают сумму 87 рублей 49 копеек. Сейчас в регионе действует тариф в размере 15 рублей за проезд одной зоны. Такая плата, согласно данным управления по тарифам Тамбовской области, будет действовать до 1 июля 2015 года, потом она повысится, но всего на один рубль. Соответственно, 72 рубля 49 копеек — это выпадающий доход перевозчика.
По закону компенсировать эти потери обязан субъект — Тамбовская область. За четыре года работы ППК «Черноземье» регионы, в том числе и Тамбовская область, задолжали ей за перевозки сотни миллионов рублей. Деньги железнодорожники возвращают через суд, который, кстати, в большинстве случаев принимает сторону перевозчиков и обязывает регионы выплатить задолженность, а также компенсировать судебные издержки истца.
Тариф, который считают экономически обоснованным сами перевозчики, в управлении по тарифам по объективным причинам утвердить просто не могут. Дело в том, что в расчетах перевозчиков специалисты всегда находили спорные моменты, согласиться с которыми было сложно. Например, непонятно, из чего складывается плата за аренду подвижного состава, которую устанавливает для перевозчиков ОАО РЖД. Напомним, пригородные компании, которые вышли из состава ОАО РЖД, не имеют собственных поездов и рельсовых автобусов, транспорт они берут в аренду. Причем ОАО РЖД не раскрывает обоснование этих сумм даже самим пригородным компаниям. Принять такие непрозрачные расчеты в управлении по тарифам при их полной закрытости не могут. Тем не менее договоры с ППК «Черноземье» ежегодно заключались, даже при наличии долгов.
В 2014 году ситуация для регионов еще больше усложнилась. Дело в том, что президент РФ на совещании 25 июня дал членам правительства ряд поручений, в том числе подготовить в двухнедельный срок план действий по недопущению прогнозируемых в 2014 и 2015 годах убытков ОАО РЖД. В итоге был подготовлен и 22 июля утвержден план, согласно которому регионам необходимо принять меры по урегулированию задолженности за предыдущие периоды. Субъектам предложили заключить долгосрочные — на 10 лет — соглашения о погашении имеющихся долгов. Тем же документом закреплена ответственность регионов по выплате выпадающих доходов, то есть разницы между тарифом, который рассчитала пригородная компания и тарифом, который установил регион.
— Задолженность региона за 2011 год ППК «Черноземье» планировала истребовать через суд, — говорит главный специалист-эксперт транспортного отдела управления транспорта Тамбовской области Юрий Грищенко. — Региональные власти приняли решение договориться о добровольной выплате долга за 2011 год. В общей же сложности, задолженность региона за 2011, 2012 и 2013 год перед разными пригородными компаниями составляет почти 650 млн рублей.
В итоге Тамбовская область заключила договор о реструктуризации задолженности на 10 лет, согласно которому ежегодно из областного бюджета пригородная компания будет получать около 60 млн. Еще 159 млн железнодорожники получат в качестве компенсации выпавших доходов и более 10 млн возмещения затрат на перевозку школьников, которые имеют льготу на проезд в пригородном транспорте.
Стоимость пассажирских перевозок увеличится еще и из-за того, что ОАО РЖД установило плату за капитальный ремонт рельсовых автобусов. Как объясняет Юрий Георгиевич, раньше в этом не было необходимости, потому что транспорт был новым. Таким образом себестоимость перевозок, за счет введения нового платежа, по оценкам специалистов увеличится сразу на 50%. Более того, уже подготовлен проект постановления, который может значительно увеличить затраты региона на пригородные перевозки согласно этому документу сразу в 25 раз — с 1% от базовой ставки, которую платят сейчас, до 25% повысится арендная плата за объекты инфраструктуры РЖД — рельсы, остановочные пункты и т. д.
Учитывая все это и располагая 159 миллионами на компенсации перевозчикам, область и сформировала предварительный региональный заказ в сентябре текущего года на следующий, 2015 год в рамках финансовых возможностей региона. Если по состоянию на 1 января 2014 года в Тамбовской области курсировали 69 поездов, то к 1 сентября их осталось уже 59. Согласно расчетам ППК «Черноземье», 159 млн хватит только на работу 22-25 пригородных поездов, не больше. Соответственно, по сравнению с началом 2014 года количество электричек в 2015 году сократится практически втрое.
Специалисты уверяют, что без транспортного сообщения жители районов Тамбовской области не останутся, в области будут внедрятся альтернативные варианты. Часть отмененных электричек заменят автобусами. Как говорят в управлении транспорта, в области заинтересованы в сохранении железнодорожных перевозок, но удовлетворить все требования ППК «Черноземья», исходя из реальных финансовых возможностей области, на сегодняшний день невозможно.
Читать все комментарии