В Тамбове с маршрутов сойдёт почти половина троллейбусов
17 единиц экологического транспорта законсервируют из-за убыточности перевозок
С 1 декабря из 40 троллейбусов, которые обслуживают городские маршруты в Тамбове, останется только 23. 17 «рогатых» предполагается законсервировать, а вместо них на линии выпустят более экономичные автобусы на газомоторном топливе. Все потому, что МУП «Тамбовгортранс» ежегодно несёт огромные убытки. Так, по итогам 2015 года потери предприятия составили более 130 миллионов рублей.
По словам директора МУП «Тамбовгортранс» Александра ШЕЛУДЯКОВА, затраты на троллейбусные перевозки почти вдвое превышают стоимость перевозок в обычных автобусах — она составляет 26 рублей за поездку при действующем в городе тарифе в 15 рублей. Для сравнения, себестоимость автобусных перевозок — всего 17 рублей.
— Для работы электротранспорта необходимо обеспечить деятельность нескольких тяговых подстанций даже на одном маршруте, а это оборудование, круглосуточная служба сотрудников, достаточно серьезные затраты, которых перевозчики автотранспорта не несут, — объяснил Александр Владимирович.
Кроме того, для функционирования троллейбусов необходима контактная сеть. В Тамбове она была построена в середине прошлого века. Износ её достигает 85%, потери электроэнергии — 40%. В конце 2015 года предварительная договоренность о модернизации троллейбусных сетей была достигнута с компанией «Сименс». Согласно планам, в областном центре собирались заменить 60 км провода, а также отремонтировать несколько подстанций. Однако, как объясняет Александр Шелудяков, из-за сложной экономической ситуации от этих замыслов пришлось отказаться. Сейчас предприятие самостоятельно и за свои средства пытается поэтапно ремонтировать сеть. И несмотря на то, что ежегодно «Тамбовгортрансу» из городского бюджета выделяют субсидию в 30 млн рублей, МУП, по словам директора, готово прибегнуть к режиму серьёзной экономии.
Городские власти пытались придумать, как сохранить в Тамбове экологически чистый транспорт. Так, в июне текущего года глава города Юрий Рогачёв заявил, что нашел способ сохранить троллейбусы. Он предложил разделить МУП «Тамбовгортранс» на два предприятия, одно из которых осуществляло бы только автобусные перевозки, а другое — троллейбусные. При этом во втором должно было остаться такое количество машин, которое обеспечивало бы его рентабельность. В августе к теме троллейбусных перевозок вернулись вновь. Работа электротранспорта обсуждалась на заседании комитета по городскому хозяйству гордумы. Тогда прозвучало предложение председателя комитета городского хозяйства Михаила Михалева: в целях экономии нужно на 50% сократить количество троллейбусов и заменить их газомоторными автобусами. Хотя ранее предполагалось списать 15 старых троллейбусов и заменить их на новые.
На заседании комитета по городскому хозяйству в итоге пришли к соглашению провести депутатские слушания и на них решить судьбу троллейбусов. Слушания, посвящённые теме пассажирских перевозок в Тамбове, прошли в пятницу, 30 сентября.
В итоге депутаты приняли решение провести «кардинальную оптимизацию электрического пассажирского транспорта». Суть её заключается в том, что из 40 троллейбусов, которые находятся на балансе МУП «Тамбовгортранс», продолжат свою работу 23 единицы, остальные законсервируют. Для сокращения убытков МУП «Тамбовгортранс» планирует закрыть две тяговые подстанции — № 1 и № 5 — с заменой троллейбусов на автобусы. С линии сойдут троллейбусы, которые обслуживали маршруты № 1, 4, 5, 8М. Это позволит транспортному предприятию получить экономию до 15 млн рублей в год.
Впрочем, обрекать предприятие на самовыживание депутаты гордумы не планируют, «Тамбовгортранс» и в будущем будут обеспечивать субсидиями. Кроме того, депутаты предлагают увеличить их размер при рассмотрении бюджета на 2017 год. Ожидается, что такая мера обеспечит безубыточную работу предприятия и позволит сохранить самый чистый вид общественного транспорта на тамбовских улицах.
Троллейбус появился в Тамбове в 1955 году
В послевоенные годы Тамбов стал интенсивно строиться, причем промышленные предприятия, научно-исследовательские институты сконцентрировались на северной окраине города. В этом же районе были сосредоточены все строительные и транспортные организации. Поэтому в Тамбове возникла необходимость в организации троллейбусных перевозок. Этот вид транспорта в послевоенные годы был особенно популярен — тогда не хватало автотранспорта, в том числе и автобусов, также ощущался дефицит топлива — бензина. Электричество, напротив, в послевоенные годы стоило относительно недорого. Троллейбус был технически проще автобуса и вместительней.
В конце 1954 года в Тамбове началось строительство троллейбусного депо на 25 машин. Через 8 месяцев оно было завершено. Кроме того, рабочие возвели тяговую подстанцию на 1800 Квт и три диспетчерских пункта. Первая контактная сеть Тамбова была протяженностью 17,2 км. В конце октября 1955-го в Тамбов пришла первая партия троллейбусов в количестве 10 единиц марки МТБ-82Д. 5 ноября 1955 года они впервые вышли на линию. Движение осуществлялось по трем маршрутам: 1-й маршрут — Динамо — Зеленхоз (Комсомольская площадь); 2-й маршрут — Динамо — ж-д Вокзал; 3-й маршрут — ж-д вокзал— депо.
Читать все комментарии