Что будет с ценами на бытовую химию, подгузники и товары для гигиены

Перебои с поставками сырья из Европы могут привести к дефициту, а значит, подорожанию оставшихся товаров — до тех пор, пока их не заместят отечественными, китайскими, турецкими и японскими. Далее цена будет зависеть от крепости рубля.

16.04.2022 14:14
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

За мартовским резким ростом цен на промтовары, детские товары, косметику, парфюмерию и бытовую химию последовал откат. Сначала торговля испугалась стремительного падения курса рубля и выставила космические ценники. Когда в магазинах заметно убавилось покупателей, а курс рубля укрепился, продавцы начали снижать цены. Однако, отмечают экономисты, и мартовские, и апрельские цены сложно назвать рыночными. Торговля до сих пор в основном продаёт запасы, которые сделала до 24 февраля. А на новых ценах производителей будут отражаться даже не столько курсы валют, сколько проблемы с сырьём.

Почему Россия так сильно зависит от транснациональных корпораций

Не стоит долго напоминать о том, как быстро в девяностые годы на смену синьке, хозяйственному мылу и стиральному порошку «Новость» пришли сотни видов бытовой химии и товаров для гигиены. Российский рынок очень быстро заняли крупные западные корпорации, которые как ввозили продукцию, так и скупали у собственников отечественные парфюмерно-косметические фабрики и масложировые комбинаты.

В итоге на сегодня, по данным исследователей рынка, ситуация обстоит так: примерно 27% рынка бытовой химии и товаров для гигиены приходится на американскую транснациональную корпорацию Procter&Gamble, порядка 17% — на немецкую Henkel Group, и лишь затем с большим отрывом идут отечественные Nefis Cosmetics (примерно 9%), «Невская косметика» (около 6,2%) и остальные бренды.

Если вам кажется, что вы редко встречаете надпись Procter&Gamble, перечислим лишь некоторые бренды этой компании: Fairy, Tide, Ariel, «Миф», Ace, Mr. Clean, Lenor, Comet, Mr. Proper, Dreft, Pampers, Always, Tampax, Head & Shoulders, Pantene, Shamtu, Herbal Essense, Wella, Londa, Camay, Safeguard, Secret, Old Spice, Olay, Hugo Boss, Blend-a-Med, Oral-B, Gillette, Venus, Duracell. Знакомо, правда?

В целом Россия абсолютно не отличалась от большинства других стран — там эти же транснациональные корпорации доминируют примерно в таких же пропорциях.

Какие сложности возникли сейчас

После начала военной операции России на Украине самые крупные транснациональные корпорации не оставили российский рынок, но срезали вложения в рекламу и развитие в России. Procter&Gamble без расшифровки сообщила также, что сосредоточится на производстве «базовых товаров для гигиены».

Однако это было в марте. В апреле же Евросоюз запретил российским и белорусским перевозчикам заезжать на свою территорию (за исключением случаев перевозки продовольствия, лекарств и гуманитарных грузов). Одновременно с этим большинство европейских логистических компаний отказались работать с Россией. И поступавшая в нашу страну река товаров, похоже, превратилась в ручеёк. Косвенно это на днях подтвердил и Минпромторг, который признал проблемы с логистикой.

Почему это важно? В 2019 году глава P&G в Восточной Европе и Центральной Азии Сотириос Маринидис в интервью «Коммерсанту» заявил, что на территории России производится более 60% продаваемой в нашей стране продукции под брендами, которые мы перечислили выше. То есть 40% продукции компании ввозилось в нашу страну. При этом почти половина сырья, из которого изготовлена «российская» продукция P&G, импортная. «Конечно, мы стремимся расширить пул местных поставщиков сырья в России, — рассказал Маринидис. — Но зачастую российские компании не могут обеспечить стабильные поставки сырья определённого качества. Либо их продукция, которая подходит, оказывается значительно дороже, чем та, которую могут обеспечить глобальные поставщики».

Сам собой напрашивается вопрос: с поставками сырья для зубной пасты, стиральных порошков, средств для мытья посуды, вероятно, тоже возникли проблемы? Мы адресовали его компании P&G на единственный электронный адрес её российского представительства (свой полный российский сайт компания сейчас закрыла). Ответа так и не дождались. Молчание во многих случаях — знак согласия.

Изучив в воронежских магазинах полки с бытовой химией и товарами для гигиены, корреспонденты «МОЁ!» пока не обнаружили бытовую химию и гигиенические товары транснациональных корпораций, которые были бы произведены в марте или апреле. Похоже, пока в магазины поставляются остатки со складов.

Что ждёт покупателей

Кто-то гневно воскликнет «Да что вы возитесь с этими корпорациями? Долой их, долой!» Долой-то долой. Но что останется?

Главные телеканалы страны на минувшей неделе словно по команде выпустили очень оптимистичные сюжеты про импортозамещение. О том, что производители детских смесей уже переориентируются с европейского сырья на азиатское. И о том, что во Владивостоке есть завод по производству подгузников, на котором за минуту с конвейера сходит 461 подгузник. «Нет заграничных подгузников? Не беда. Нет салфеток? Будут! Россияне научились делать всё без посторонней помощи».

Действительно, для российских производителей сейчас открылось уникальное окно возможностей. И это хорошо. Во-первых, телекомпания НТВ в своём сюжете всё же признала, что все материалы, из которых делают российские подгузники на предприятии во Владивостоке, импортные — от впитывающего материала из США до резинок из Южной Кореи. А во-вторых, давайте на примере с подгузниками займёмся математикой.

Выпуская 461 подгузник в минуту, предприятие при 12-часовой непрерывной работе конвейера сможет выпустить в месяц порядка 10 миллионов подгузников, а за год — 120 миллионов. Казалось бы, много. Однако, по данным компании BusinesStat на 2020 год, продажи подгузников в России составляли 1 миллиард 980 миллионов в год. То есть, если производство транснациональных корпораций вдруг окончательно остановится, заводов такой мощности в нашей стране нужно как минимум 15.

Поэтому в восприятии любых новостей нужна умеренность и осторожность. И нам как потребителям остаётся лишь надеяться, что производители и продавцы вовремя сумеют найти новые каналы поставок сырья и продукции, чтобы насытить рынок. Так как любые перебои всегда приводят к дефициту, а дефицит — к росту цен.

К счастью, бизнесмены не сидят сложа руки. Например, компания «Роиф Эксперт» оперативно проанализировала рынок тех же подгузников в марте и выяснила, что с начала весны предприниматели заметно увеличили закупки импортных подгузников — преимущественно китайского и японского производства, а также турецких. Цены же абсолютно на всё, что покупается за рубежом или изготавливается с применением импортных компонентов, как всегда, будут зависеть от курса нашей национальной валюты.