В декабре 2023 года мошенники усилили активность под видом сотовых операторов

22.12.2023 20:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Мошенники стали активнее использовать новую схему обмана, представляясь сотрудниками операторов мобильной связи. Ссылаясь на необходимость продлить договор сотовой связи или получить новогодние бонусы, они пытаются получить доступ в личный кабинет абонента и выманить коды доступа к различным сервисам, включая мобильный банкинг. По оценке специалистов ВТБ, жалобы россиян на подобные звонки увеличились с ноября более чем на 30%.

На мобильный телефон потенциальной жертвы поступает звонок с неизвестного номера. Абонент представляется сотрудником мобильного оператора и просит назвать код из СМС под предлогом подтверждения срочных операций: перезаключение договора с мобильным оператором, начисление бонусов, пролонгация тарифного плана, защита от утечки персональных данных и т. д. После этого жертва получает СМС с кодом для входа в онлайн-кабинет своего сотового оператора, а мошенники просят сообщить этот код, используя его для восстановления доступа к личному кабинету жертвы. Также мошенники просят передать код из СМС для доступа к личному кабинету на «Госуслугах». В совокупности эти действия позволят мошенникам оформить электронную сим-карту (eSim) для дальнейшего управления сервисами различных банков от имени жертвы.

− Подобная схема обмана появилась сравнительно недавно, если в сентябре — октябре было несколько подобных обращений в месяц, то в ноябре счёт шёл уже на десятки. За первые 20 дней декабря мы получили уже столько же обращений с жалобой на подобные действия мошенников, сколько было за весь ноябрь. Очевидно, что этот сценарий сейчас остаётся одним из самых актуальных. Его опасность состоит в том, что в случае удачной атаки злоумышленник получает доступ к основному средству аутентификации человека во всех сервисах, включая онлайн-банкинг любого банка или сервисов государственных услуг, — отмечает старший вице-президент ВТБ (ПАО), руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.

Специалисты отмечают, что мошенникам приходится всё чаще менять свои сценарии разговоров и сценарии обмана, а сама мошенническая активность благодаря повышенному вниманию к этой теме со стороны финансового сообщества, органов государственной власти и мобильных операторов впервые за три года начала снижаться. В 2023 году мошенническая активность на россиян сократилась на 15% по сравнению с предыдущим годом, число попыток атак за год может превысить 6,7 млн. Одним из трендов этого года стали гибридные сценарии, когда мошенники используют свои сценарии через несколько каналов связи и совершают атаки на несколько кредитных или иных организаций для хищения большего объема средств.

− Важно помнить, что мошенники нацелены на получение от вас персональных данных, которые в целом никто, кроме вас, знать не может; поэтому злоумышленники идут на такую провокацию. Отказ в передаче информации, например СМС-кода, обеспечит безопасность ваших средств. Любые разговоры, в которых звонящий просит передать конфиденциальные сведения, следует прекращать сразу. Банки, мобильные операторы и другие компании просто не будут и не имеют права обращаться с такими звонками к людям. Если инцидент уже произошёл − как можно быстрее обратитесь в банк или в организацию, от имени которой был совершён звонок, оставив сообщение в контакт-центре, онлайн-кабинете или офисе, − напомнил спикер.