Бухгалтер теперь и психолог, и наставник: как изменилась профессия в 2025 году
Об этом свидетельствуют результаты недавнего исследования
Бухгалтер теперь и психолог, и наставник: как изменилась профессия в 2025 году
Спрос малого и среднего бизнеса на сервисы бухгалтерии в 2025 году вырос на 60%. Предприниматели активно переходят на автоматизированные решения и аутсорсинг на фоне изменений в налоговом регулировании и повышения требований к учету. Таковы данные аналитики ВТБ — проанализировано более 12 тысяч запросов к специалистам сервиса цифровой бухгалтерии для бизнеса в нынешнем году и определены наиболее частые из них (60% от всего массива обращений).
Согласно результатам аналитики, самой востребованной стала помощь в организации приёма платежей по QR-коду. Эта операция формально не входит в профессиональную экспертизу бухгалтеров, но бизнес активно привлекает специалистов к настройке платежей, интеграции с кассой и правильному отражению таких операций в учёте.
На втором месте — вопросы, которые можно объединить в категорию «бухгалтерский ликбез» для новичков. Они включают знакомство с календарём отчётности, правилами ведения бизнеса и работой с личным кабинетом индивидуального предпринимателя на сайте Федеральной налоговой службы.
На третьем месте — полный цикл трудового права. Бизнес интересует всё, что касается сотрудников — от базовых понятий трудового права и экономики найма до расчёта налогов и сроков сдачи кадровой отчётности.
Бухгалтерия регулярно сталкивается с вопросами о налоговых изменениях, прежде всего, в части НДС. Эти обращения располагаются на четвёртом месте по популярности.
Замыкает пятёрку проактивное информирование. Предприниматели хотят заранее точно знать, какие налоги и взносы им платить, а также какую отчётность сдавать в контролирующие органы. Больше всего запросов приходится на апрель-июнь, когда происходит календарный пик налоговой отчётности.
— Сегодня бухгалтер — это не просто исполнитель, а стратегический партнёр бизнеса, который должен обладать широкими знаниями, выходящими за пределы классического учёта. Спрос сместился в сторону обучения, проактивного консультирования и помощи в цифровизации бизнес-процессов, в том числе, связанных с банковскими операциями. Умение просто объяснять сложные вещи, а также готовность к расширению зоны ответственности становятся ключевыми компетенциями, — отметил руководитель департамента корпоративного цифрового бизнеса, старший вице-президент ПАО ВТБ Спартак Солонин.
16+