«Про наш аварийный дом власти просто забыли»

В столетнем здании на улице Карла Маркса обрушилась крыша

11.03.2017 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Супруги Марина и Александр Жерняковы не знают, вложить ли им все силы и средства в ремонт своего дома постройки 1917 года или всё же продолжать ждать предложения от мэрии, которое устроит всех членов семьи. Вопрос этот надо решать срочно — 23 февраля семья из пяти человек (двое из них — маленькие дети) в буквальном смысле осталась без крыши над головой. Но, имея богатый опыт общения с чиновниками, Жерняковы знают: процесс может затянуться на годы.

То аварийный, то нет

— Моя жена родилась в этом доме, — рассказывает глава семьи Александр Жерняков. — А я здесь поселился в 1978-м. Дом уже тогда был аварийным — документы, подтверждающие это, у нас есть.

И правда, исходя из имеющихся данных, по решению горисполкома Совета народных депутатов дом № 119/43 по улице Карла Маркса был признан аварийным ещё 9 октября 1975 года. Но никаких мер, чтобы отселить жильцов двухквартирного дома, власти тогда не приняли. А потом со статусом здания и вовсе стало происходить что-то странное. Спустя 19 лет после признания дома аварийным его техсостояние вдруг объявили удовлетворительным, а предыдущие документы — утратившими силу. И такие метаморфозы происходили несколько раз.

— По моим наблюдениям, как только в городе менялась власть, менялось и отношение к нашему дому, — говорит Александр. — Городу было очень удобно — когда мы решили провести газ, водопровод и канализацию и обратились за помощью в горсовет, нам там отказали, мол, «вы аварийщики». И всё пришлось делать за свой счёт. Следующая власть его из списка аварийных исключает, а затем, когда участок «присмотрели» под застройку, снова признали наш дом непригодным для проживания. Правда, расселить успели расположенную рядом и совсем не аварийную двухэтажку. Нам тоже предложили переехать, но предложенный вариант мою семью не устроил.

По словам Жерняковых, за дом в центре города площадью почти 85 кв. м с пятью комнатами мэрия предложила им две квартиры — однокомнатную по улице Киквидзе и «трёшку» на Чичерина. От такого варианта жильцы отказались.

«Переселим через суд!»

Дело в том, что вместе с Мариной и Александром живут сын и его дети — 5-летняя девочка и годовалый малыш. Разъезжаться из-под одной крыши в разные концы города, в то время как детям требуется присмотр дедушки и бабушки, семья смысла не видит.

— Трёхкомнатная квартира на севере находится на десятом этаже, в доме на момент нашего приезда не работал лифт, — говорит Александр Жерняков. — Как там жить с маленькими детьми или даже если туда переедем мы с женой... А она у меня инвалид второй группы.

По закону договор мены, на котором настаивала мэрия, может быть заключён лишь с согласия собственника жилья. Жерняковы уверяют, варианты переселения с ними никто не согласовывал, на контакт семья в итоге попыталась пойти сама. Марина Жернякова на приёме у главы города, которым тогда был Алексаендр Бобров, предложила доплату, но только чтобы им дали квартиры в одном доме. Но от предложения власти отказались. И продолжали настаивать на своём варианте. А когда Жерняковы отказались переезжать, обратилась в суд с требованием признать договор мены заключённым и выселить строптивых жильцов. Но Ленинский райсуд в августе 2013-го счёл эти требования необоснованными и отказал в удовлетворении иска мэрии. С тех пор, говорит Александр, семью оставили в покое, а об аварийном доме как будто забыли. Хотя, по данным прокуратуры, дом был включён в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья на 2011-2012 годы. При этом на сайте областного ТЭК и ЖКХ дома № 119/43 в этой программе нет. 

Дождь с потолка

Несмотря на то, что в этом году дом отметит вековой юбилей, жильцы стараются поддерживать его в пригодном для жизни состоянии. Но 23-го крыша здания из-за ветхости просто рухнула на землю. Кровля исчезла в том числе над детской, где живут внуки Жерняковых.

— Мы услышали грохот, и поначалу подумали, что с крыши сошёл снег, — вспоминает Александр. — Только на следующий день, когда с потолка полился дождь, поняли: случилась беда.

К счастью для жильцов дома, оттепель длилась недолго, её смогли пережить, установив в местах течи тазы и ведра. На следующий день подморозило и опасность потопа в доме на время исчезла. После того как Жерняковы не обнаружили на своём месте крышу, они вызвали МЧС, обратились в мэрию и УК.

Чиновники составили акт комиссионного обследования, в котором говорится: причиной обрушения предположительно является физический износ конструкций. В управляющей компании Жерняковым предложили помощь — пообещали привезти доски для ремонта. Но сейчас в этом отпала необходимость: деревом семью обеспечил родственник. Александр уже нанял рабочих для ремонта крыши. Работы, уверяют строители, здесь предостаточно, но закончить обещают уже на этой неделе.

Серьёзно дом пострадал и внутри. В жилых помещениях потрескалась, а местами и обвалилась штукатурка, отклеились обои. Вместе с ремонтом крыши работы, по оценке хозяина дома, обойдутся в сотни тысяч рублей. И это только минимальный ремонт. По-хорошему, нужно укреплять фундамент и стены — по ним пошли глубокие трещины. Вот только есть ли в этом смысл, если дом аварийный и должен быть расселен?

А может, продать?

С этим вопросом 1 марта жильцы обратились к председателю комитета жилищного хозяйства администрации города Тамбова Валерию ГОЛОЛОБОВУ. По словам Александра, ответить на вопрос, почему дом исчез из программы расселения, чиновник не смог. Оправдался тем, что работает в должности всего около года, поэтому о проблемах жильцов дома № 119/34 ему ничего не было известно. При этом признал, что дом аварийный.

— Жителям предложено переехать в квартиры, которые им предлагали ранее, — говорит Валерий Валентинович. — Других вариантов жилья у города для них сейчас нет. Единственное, если на прежнее предложение семья не согласится, будем рассматривать вопрос о выкупной цене.

То есть не исключено, что компенсацию за аварийный дом Жерняковы получат в денежном эквиваленте. Сумму, которую могут предложить жителям, в администрации пока назвать затрудняются. Впрочем, сами жильцы опасаются, что она будет гораздо ниже рыночной. И прежде чем принять какое-то решение, намерены посоветоваться с юристами.

В ТЕМУ

«Переселение из аварийного фонда завершено!»

Напомним, областную программу по переселению граждан из аварийного жилья приняли в апреле 2013 года сроком до 1 сентября 2017-го. Предусматривалось переселение 1358 семей из аварийных домов площадью 47,9 тыс. кв.м. На реализацию из всех источников направили 1,9 млрд рублей. В итоге мероприятия программы завершили досрочно — в 2016 году. В управлении топливно-энергетического комплекса и ЖКХ области сообщили: масштабная работа по переселению в регионе проводилась ещё с 2009 года. За 8 лет (с 2009 по 2016 годы) удалось расселить жителей всех аварийных домов, признанных таковыми до 1 января 2012-го, а это 74,07 тыс. кв.м. Комфортные и безопасные условия проживания получили 2108 семей (5020 человек). Общий объём финансирования программ составил 2,75 млрд рублей. Из них 1,37 млрд рублей выделил Фонд ЖКХ, 1,23 млрд — консолидированный бюджет области. 150 млн добавили из внебюджетных источников. На сегодня в переселении нуждаются обладатели ещё 42 тыс. кв. м жилья, которое было признано аварийным уже после 2012 года.