Потомки Царь-колокола нашлись в Жердевке
Тамбовские мастера отливают колокола по уникальной технологии XVIII века
Николай Стольников называет себя и своих товарищей преемниками традиций известной династии литейщиков Моториных. Именно Иван и Михаил Моторины на московском Пушечном дворе отливали Царь-колокол в 1733 — 1735 годах.
Идея возродить старинные русские традиции литья колоколов в глину пришла к Стольникову не сразу. Долгое время мужчина работал в Москве зубным техником. Говорит, что навыки литья из металла освоил именно благодаря этой профессии. С начала 2000-х годов вместе с семьёй обосновался в Жердевке.
Пять лет назад, будучи в Ростове Великом, он купил книгу про традиционное русское медное литьё, затем попал на московский колокольный завод и загорелся идеей возродить старинные технологии. Много времени провёл в государственной библиотеке в Москве, а затем решил собрать группу единомышленников в Жердевке.
Дал объявление в местной газете: «Ищу помощника с опытом работы на литейном производстве». Вскоре на него откликнулся Александр Скороходов — технолог литейного производства, более 20 лет проработавший в Харькове. Третьего мастера зовут Владимир Колмаков. Выкупив пустое помещение, Стольников организовал мастерскую.
Первой проблемой было найти нужную глину, чтобы держала форму и не трескалась. Пробовали местную, но в итоге возят из Воронежской области и из Москвы.
По традиционным рецептам в колокольной бронзе должно быть 20% олова и 80% меди, но жердевские мастера готовят бронзу по «рецепту» Моториных — у них олова 21%.
— Олова в бронзе может быть и меньше, но тогда звук колокола не такой красивый, — говорит Стольников. — Если же олова больше, то колокол становится очень хрупким.
Металл для будущей бронзы приходится доставать с большим трудом. В основном
приобретают бракованные изделия из меди и олова на промышленных
предприятиях.
— Колокольный звон сопровождал русского человека на протяжении
всей жизни, — рассказывает Николай Дмитриевич. — Колокола изготавливали именные,
к праздникам, поминальные...
И сейчас мастера готовы сделать любой колокол: с именной надписью, со сложным орнаментом, для церкви, на праздник или в подарок. Правда, на это уходит около трёх месяцев. Современные предприятия делают всё гораздо быстрее. Льют в формы с использованием синтетических материалов. Охлаждают колокола тоже экспресс-методом. Но и звучат они по-другому.
— Одну из своих звонниц мы возили в Подмосковье, — рассказывает Стольников. — Там на них играл преподаватель колокольного звона Сретенской духовной семинарии Николай Завьялов. Он просто балдел от звука наших колоколов.
Загубить колокол может любая мелочь. Первый экземпляр, отлитый с браком, хранится в мастерской. Как и первый удачный опыт. Назвали его в честь сына Николая Дмитриевича — «первенец Арсений». С тех пор здесь отлили более 30 колоколов весом от 4,5 до 154 кг. По словам Стольникова, его детища уже разошлись по миру. Звонницу из шести штук оставили в Подмосковье человеку, который строит храм в память о погибших родственниках. Один колокол отправился в подарок Патриарху Антиохийскому в Сирию. Другая звонница осталась в Рязанской епархии.
А недавно мастер увидел у тамбовского коллекционера Михаила Семёнова поддужные колокольчики с русских троек и обрёл новое увлечение. Теперь отливает ещё и колокольчики. Последний звонок в жердевских школах прошёл именно под их звон.
Читать все комментарии