Отрёкся от церкви после приговора Pussy Riot

Дьякон Тамбовской епархии, выведенный за штат девять лет назад, попросил патриарха о снятии с него духовного сана

25.08.2012 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Новость из Тамбовской области буквально взорвала Интернет и многие федеральные СМИ. Заштатный дьякон Сергей Баранов опубликовал на своей страничке в «Фейсбуке» открытое письмо патриарху Кириллу с просьбой о лишении его духовного сана в связи с приговором по делу панк-группы Pussy Riot. По его словам, Московский патриархат, по сути, явился инициатором этого уголовного дела и последующих событий.

Баранов также объявил о полном разрыве отношений с РПЦ. Корреспонденты «Житья» встретились и поговорили с «раскольником».

— Девять лет назад я попросил епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия вывести меня за штат, — рассказывает Сергей Баранов. — Мы собрались переехать в Волгоградскую область к дедушке, я думал служить там.

Впрочем, служить он больше так и не стал. Да и отношение к церкви уже было неоднозначным. Тамбовщину дьякон, по его словам, покидал с тяжёлыми чувствами: из-за внутрицерковных разборок почти потерял веру в священничество.

— Но в Волгоградской области я встретил удивительно светлого человека — отца Алексея Маслова, — вспоминает он. — Мы основали газету «Урюпинский благовестник», организовали молодёжное движение «Хопёр православный».

Занимался он и юридической практикой. Заочно поступил на юрфак Волгоградского госуниверситета и сейчас уже пишет диплом.

— Когда я узнал о поступке этих девушек, то подумал, что они сделали глупость, — говорит Баранов о Pussy Riot. — Но самую разумную позицию высказал отец Андрей Кураев, призвавший считать случившееся шутовством и масленичной шалостью.

Сергей Баранов убеждён, что церковь должна была простить девушек в Прощёное воскресенье. Когда же над участницами панк-группы начался судебный процесс, он начал следить за ним не только как клирик, но и как юрист.

— Я не понимаю, как можно вести уголовный процесс, ссылаясь на внутрицерковные документы, — говорит Сергей. — Девушек осудили фактически не по уголовной статье, а по морально-нравственным понятиям раннего Средневековья.

Дьякон отмечает, что, когда услышал речи обвиняемых, проникся к ним уважением. Они, по его словам, отважно вскрыли многочисленные язвы и пороки РПЦ.
Сергей говорит, что написать обращение к патриарху его подвигло аналогичное заявление известного историка и библеиста Светланы Горячевой. В начале своего послания он приводит её слова.

— Я не жалею о своём поступке. Это моё принципиальное и окончательное решение, — говорит он. — В епархии меня всегда называли правдолюбцем, я и сейчас уверен, что правда делает человека свободным.

По мнению Баранова, его позицию разделяют многие православные священники, однако не говорят об этом.

Между тем на сайте Тамбовской епархии сообщается, что диакон Сергий был запрещён в священно­служении «за дерзновенное и неблагоговейное отношение к священническим одеждам… за непристойное сану поведение в обществе и распевание вульгарных песен… появление в храме перед совершением богослужения в нетрезвом состоянии…». В октябре 2003 года от него поступили прошения о снятии запрета и о почислении за штат епархии, которые были удовлетворены. Сергея Баранова приняли на послушание в волгоградский Свято-Духов монастырь, однако тамошний митрополит Герман вскоре сообщил, что «состояние его здоровья и нравственности не позволяют ему быть православным священнослужителем».

В ТЕМУ

Проявите милосердие

В день вынесения приговора по делу Pussy Riot Высший церковный совет РПЦ сделал официальное заявление. В нём говорится: 

«То, что произошло, есть богохульство и кощунство, сознательное и намеренное оскорбление святыни, проявление грубой враждебности к миллионам людей и их чувствам.

Богохульство — тяжкий грех. Православный христианин не может ни участвовать в богохульстве, ни одобрять его, ни прямо или косвенно его поддерживать.

Не подвергая сомнению правомерность судебного решения, обращаемся к государственной власти с просьбой проявить в рамках закона милосердие к осуждённым в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий.

Обращаясь к людям, религиозные и национальные чувства которых были глубоко оскорблены как самим актом кощунства, так и последовавшей за ним пропагандистской кампанией, церковь призывает воздержаться от любых попыток мести, от любых незаконных, тем более насильственных деяний, в то же время благословляя мирные гражданские действия, направленные на ограждение православного народа и его святынь от вражды и кощунства».