«О руководителе судят по его помощникам»
Как в Тамбове оценивают кадровые перестановки в российском военном ведомстве
Громкая отставка Анатолия Сердюкова с поста министра обороны, случившаяся 6 ноября, в российских и западных СМИ едва не затмила по популярности сообщения о выборах президента США, которые проходили в тот же день.
Тамбовские военные и работники оборонных предприятий, мягко говоря, с большим скептицизмом относятся к деятельности Сердюкова. Правда, большинство наших собеседников в погонах и без отказались как-либо комментировать эту деятельность, ссылаясь на служебную этику.
Зато глава города Тамбова Алексей Кондратьев — полковник запаса, служивший в частях спецназа (до избрания главой Тамбова был заместителем командира воинской части № 54607), был достаточно откровенен. По его мнению, назначение Сердюкова главой военного ведомства преследовало весьма конкретную цель: надо было в конце концов навести порядок в обширном хозяйстве Минобороны.
Ведь ещё несколько лет назад никто не знал, что представляет собой министерство, имеющее множество так называемых «непрофильных активов».
— В то же время оценки деятельности Сердюкова с разных сторон были в основном негативными, — говорит глава Тамбова. — Известно, что о руководителе судят по его помощникам. В этом случае главный фигурант скандала — Евгения Васильева — тот человек, которого привёл с собой Сердюков.
К реформаторским усилиям экс-министра военные относятся весьма скептически.
— По идее, нам необходимо создать армейскую группировку, которая должна быть эффективной и способной победить в войне, — говорит Алексей Владимирович. — Но что мы имеем в итоге? Сейчас Вооружённые силы отказались от дивизионных подразделений, появились бригады. Эти подразделения по огневой мощи, грубо говоря, на порядок слабее. По численности тоже. Если в дивизиях от 12 до 20 тысяч человек, то в бригаде — 5 — 7 тысяч.
При этом о компетентности нынешних солдат-срочников, по мнению Кондратьева, говорить сложно. О качественном перевооружении армии тоже пока не приходится.
Единственный позитив по итогам деятельности Сердюкова, по словам главы Тамбова, состоит в том, что военнослужащим наконец-то подняли зарплату. Правда, в то же время лишили всяческих льгот.
Недоумение у главы Тамбова вызывает и хозяйственная деятельность Сердюкова.
В частности, реализация имущества Минобороны, судьба многих военных городков, оказавшихся брошенными.
— Возьмём нашу Малиновку, которую недавно передали области. Это практически «убитый» посёлок. И мы должны искать бюджетные средства, чтобы восстановить там котельную, столовую, клуб, спортзал. Фактически министерство сняло с себя ответственность за состояние посёлка. А сколько территорий было продано по бросовой цене и куда пошли вырученные средства?
По словам Алексея Кондратьева, назначение министром обороны генерала армии Сергея Шойгу закономерно. И альтернативу ему найти сложно. Первые шаги нового министра в плане кадровых назначений Кондратьеву внушают оптимизм.
Поддерживают это мнение и руководители оборонных предприятий. Так, зам. директора завода «Октябрь» Юрий ПЕТРОВ надеется, что Минобороны теперь обеспечит их заказами:
— В последние годы у нас были заказы, но их цена падала. Люди работали, а предприятие так и не «нагуляло жирок». Спросите на других предприятиях — «Ревтруде», «Аппарате», «Эфире», — никто не скажет, что живёт хорошо или даже нормально. Проблем много, и прежний министр не хотел их решать. Зато наплодил огромное количество гражданских лиц, которые, не зная специфики, вершили судьбу оборонки.
СПРАВКА «ЖИТЬЯ»
Причиной скандала могла стать личная жизнь?
Поводом для отставки министра обороны формально стал коррупционный скандал, разразившийся вокруг холдинга ОАО «Оборонсервис». Речь шла о должностных злоупотреблениях и мошенничестве в особо крупных размерах. По версии следствия, группа военных чиновников и коммерсантов продавала по заниженной цене имущество Министерства обороны — земельные участки, здания и даже проектный институт. Ущерб оценивается в 3 млрд рублей.
Анатолий Сердюков был председателем совета директоров «Оборонсервиса» с 2009 по 2011 год. А всё вышеописанное происходило в течение нескольких предыдущих лет. Возникает вопрос: куда смотрели компетентные органы, если гос-имущество распродавалось направо и налево? И почему спохватились только сейчас? СМИ намекают, что поводом для громких разборок мог стать... семейный конфликт.
Анатолий Сердюков — зять ближайшего соратника Владимира Путина, бывшего главы правительства Виктора Зубкова. Судя по публикациям, отношения министра обороны и дочери Зубкова Юлии явно охладели. Причём настолько, что Анатолия Сердюкова 25 октября в шесть утра застали дома у его соратницы — 33-летней Евгении Васильевой. В квартиру к Васильевой, которая руководила департаментом имущественных отношений Минобороны, в столь ранний час наведались следователи. При обыске у неё изъяли около 3 млн рублей, антиквариат, драгоценности и картины. (Кстати, 13-комнатная квартира Васильевой расположена в доме, который был переведён с баланса Минобороны в частную собственность при загадочных обстоятельствах, а стоимость квартиры оценивается в 10 млн долларов.)
Некоторые СМИ не исключают, что, не будь у Сердюкова отношений на стороне, возможно, не было бы и скандала. И якобы «наезд» на министра состоялся не без участия его тестя, обидевшегося за свою единственную дочь.
КСТАТИ
За что хвалили и ругали министра обороны
В заслуги Анатолию Сердюкову ставят сокращение срока службы по призыву с полутора лет до одного года с 1 января 2008-го; разрешение солдатам пользоваться мобильными телефонами; освобождение срочников от кухонных обязанностей (еду солдатам теперь готовят гражданские организации); создание при войсковых частях родительских комитетов; удвоившиеся по сравнению с 2007 годом расходы федерального бюджета на оборону.
Критиковали Сердюкова за сокращение общей численности Вооружённых сил с 1 млн 130 тыс. человек до 1 млн за счёт сокращения количества офицеров; реформу военного образования, в ходе которой 65 военных учебных заведений должны превратиться в десять; затягивание программы по выделению жилья военнослужащим (по планам правительства очередников среди военных не должно было остаться к 2012 году, однако сейчас в очереди стоит 21 тысяча человек); уничтожение корпуса прапорщиков и мичманов (более 142 тысяч человек) без создания его альтернативы; начавшуюся при министре закупку военной техники за рубежом. Кстати, при Сердюкове Тамбовская область лишилась последнего высшего военного училища. Согласно приказу Минобороны в 2009 году тамбовское училище связи было переведено в Воронеж и вошло в состав Военного авиационного инженерного университета. А несколькими месяцами ранее — в начале февраля 2009-го — была закрыта военная кафедра в ТГТУ.
Читать все комментарии