Без души, но как живые
Тамбовчанка Наталья Саморукова изготавливает шарнирных кукол, создавая их по образу и подобию человека
Наталья Саморукова родилась и выросла в Тамбове. В юном возрасте особых талантов у себя не обнаруживала. Повзрослев, Наталья выбрала для себя профессию журналиста. В своё время ей пришлось поработать и в Тамбове, и в Москве, и в Карелии, и в Киеве.
В 00-х ушла из профессии, а вскоре уехала во Францию, где жил её любимый человек, нынешний муж.
Желание делать кукол появилось спонтанно. А так как, по словам Натальи, она в принципе не приемлет ни в чём любительского уровня, пришлось осваивать вопрос по полной программе.
— На это ушло примерно три года, и я все ещё учусь, — говорит мастер. Когда меня спрашивают, чем я занимаюсь, момент неловкости неизбежен. Как-то странно звучит: я делаю кукол. Каких кукол, зачем? Хоть тема авторских кукол и довольно популярна в последние годы, но всё же не до такой степени, чтобы люди не крутили мысленно пальцем у виска. Иногда и вовсе по-простому сетуют: тебе сорок лет, что за ерунда у тебя на уме!
Несмотря на увлечённость своим делом, к куклам Наталья относится без фанатизма и наличие души у них не признаёт. Но несомненно, они несут энергетику автора, и чем кукла талантливее выполнена, тем этой энергетики больше.
Наталья начинала лепить из обычного поделочного пластика, потом перешла на профессиональный. Из него она до сих пор делает мастер-модели (кукла в натуральную величину, с которой снимают формы). Мастерица признаётся, что, так как куклы шарнирные и на создание одной конструкции уходит от трёх до пяти месяцев, то тиражи (несколько идентичных копий) неизбежны.
Наталья шутит, что, после того как получила первый полиуретановый тираж, который так долго ждала, она пять дней не смотрелась в зеркало, расписывая его. Было просто некогда. Ведь в кукол нужно не только вдохнуть жизнь, нарисовав им лица и наградив шикарной шевелюрой, но и одеть их так, чтобы сложился целостный образ. При этом нельзя упускать ни одну деталь имиджа очередной красотки.
— Если кто-то вам скажет, что расписать и одеть тридцать кукол легко — чай,
не вагоны грузить, — не верьте! Вагоны наверняка проще, — уверяет
Наталья.
Создание куклы, по словам мастера, начинается со скучных чертежей.
Чтобы она легко меняла позы, была подвижна и пластична, приходится для начала
поработать инженером. В каждом кукольном теле в среднем от двенадцати до
двадцати соединений, которые должны обеспечивать хорошую амплитуду, не
перекручиваться, удерживать заданное положение. Всё вместе это обязательно
должно быть устойчивым и при этом гармонично смотреться.
Внутри детали полые, через них проходит специальная резинка, за счёт которой и обеспечивается подвижность куклы.
После того как чертёж готов, Наталья приступает к лепке.
— Иногда все срастается быстро, а иногда кукла выпивает много крови. Второе значительно чаще, — рассказывает кукольница. — Лепка шарнирной куклы — процесс небыстрый, неэкологичный и на некоторых этапах очень кропотливый. Приходится многократно подгонять детали.
Когда «тушка» закончена, наступает момент выбора — сделать на её основе единственную куклу или несколько одинаковых. Случается по-всякому. Покупатели готовы платить за шедевры мастерицы любые деньги.
Сейчас Наталья живёт во Франции, в деревне, в пяти километрах от границы со Швейцарией. Муж к её увлечению относится сдержанно, терпя шум дрели и запах лака в доме. Грандиозных планов создательница кукол не строит.
— У меня есть всё, что мне нужно для счастья. Порой я сама себе завидую, — улыбается мастер.
В ТЕМУ
Детей на выставку лучше не брать
«Шокирующее искусство кукол» — экспозиция, впервые проходившая в этом году в Таллине в Эстонском Доме авторской куклы.
— Это искусство актуальное, которое поднимает вопросы измены, смерти, болезни, победы, это выбор, проигрыш, может быть, страх. Во всём мире куклы — признанные произведения искусства. Это синтез дизайна, живописи, высокой моды и скульптуры, — говорит организатор выставки Светлана Пчельникова.
На выставке были представлены работы художников из 20 стран. Одна из самых шокирующих кукол была Николь, сделанная по мотивам триллера «Елена в ящике», где отвергнутый возлюбленный лишил героиню рук и ног. Недалеко от неё расположилась кукла «Жена», олицетворяющая домашнее насилие. «Выжившая» кукла родилась из страха дизайнера кукол из Канады Марины Бычковой перед раком груди.
Выставка проводилась с целью собрать средства в Фонд поддержки Таллинской детской больницы для помощи тяжелобольной девочке.
Читать все комментарии