«Спорт — мой наркотик»
83-летний тамбовчанин Николай Михайлов организовал спортивную секцию, где тренирует и молодёжь, и пенсионеров
Молодые люди, которые занимаются в группе «Здоровье», пытаясь угнаться за почтенным лыжником, частенько остаются далеко позади. По их словам, Николай Сергеевич по энергичности и технике даст фору любому 20-летнему непрофессиональному спортсмену. Каждый день в любое время года пенсионер тренируется на свежем воздухе. Открытое пространство — одно из обязательных условий. По мнению спортсмена со стажем, разменявшего девятый десяток, ничто так не бодрит, как 10-километровая пробежка по пригородному лесу или 20 кругов лыжного бега по стадиону.
Николай Сергеевич мог бы обклеить все стены своего дома почётными грамотами и дипломами вместо обоев, но он не гордится собственными достижениями. А вот спорт любит большего всего в жизни.
В 1949 году его забрали в армию, по распределению попал в ВДВ. Хорошую физподготовку и выносливость новобранца отметили сразу. И неудивительно — Николай Сергеевич начал работать с десяти лет. В семье было пять детей, и родители не могли прокормить всех своими силами.
Отслужив 3,5 года, Николай Михайлов вернулся домой и, недолго думая, отправился вслед за возлюбленной в Читинскую область (куда её направили трудиться).
Несколько лет супруги прожили там. Николай Сергеевич работал на вредном производстве. Но о спорте не забывал, напротив, выгонял из себя токсины бегом и лыжами. На местных соревнованиях он показал свой лучший результат — пробежал стометровку за 10,6 секунды. В те годы мировые рекордсмены показывали результат всего на несколько долей секунды меньше.
Когда семья Михайловых вернулась из Читы, Николай Михайлов устроился на
«Тамбовмаш» сварщиком. В заводской группе «Здоровье» сразу стал лидером.
— Мы
всегда выигрывали у других заводов. Везде призовые места наши были, —
рассказывает спортсмен.
Николай Сергеевич стал кандидатом в мастера спорта, но мастера так и не получил. На дополнительные тренировки не хватало времени — нужно было поднимать троих детей и вкалывать на огороде в восемь соток. По словам его супруги Юлии Александровны, на её предложение не ходить на тренировки после того, как в одиночку вскопал весь огород, заядлый легкоатлет отвечал, что бег для него лучший отдых.
Всю жизнь каждое утро спортсмен начинает с зарядки. Он и сейчас, в свои 83 года, падает на пол и с лёгкостью начинает отжиматься. Не сгибая коленей, достает ладонями до пола, делает берёзку, приседает по 80 раз — и колени не хрустят, легко выполняет упражнения на растяжку.
— Если бы не спорт, я бы уже давно был на том свете. Всю жизнь не курю и не пью, но одно время начальник спирт начал употреблять, а мне вместе с ним приходилось за компанию. Дошёл я совсем, синий стал. И подумал: всё, хватит себя гробить, — рассказывает Николай Сергеевич.
С тех пор алкоголь только по праздникам и по чуть-чуть. А тогда, чтобы восстановиться, он с головой ушёл в спорт и быстро вернулся в прежнюю форму. Вновь стал занимать первые места на городских и областных соревнованиях, выступал за сборную области по футболу.
На заводе Михайлов проработал до 70 лет и ушёл лишь после того, как дважды за несколько лет сломал позвоночник.
Первый раз это произошло около 15 лет назад. Уже пожилой уже мужчина ремонтировал крышу и сорвался. Что это перелом, понял сразу, но взял себя в руки, туго перемотал пояс полотенцем и пешком пошёл в больницу.
— Врачи были в шоке, — рассказывает супруга Юлия Александровна. — Они не могли поверить, что он сам дошёл с компрессионным переломом позвоночника. Стали его ругать, что геройствует, ведь у него ноги могли отказать.
Спустя несколько недель Николай Сергеевич уже начал делать специальные
упражнения и в рекордные сроки полностью восстановился. Однако через пару лет по
нелепой случайности пенсионер снова оказался на больничной койке с той же
тяжелой травмой. В тот раз он на повороте выпал из машины. В форму приходил по
проверенной системе. Реабилитация, как и в прошлый раз, не отняла много
времени.
В 70 с лишним лет он участвовал во всероссийском чемпионате по
зимнему многоборью среди ветеранов и занял шестое место.
— Сложная была дистанция, но для своего возраста я хороший результат показал. Остальные участники были гораздо моложе меня, — говорит Михайлов.
К тому времени у Николая Сергеевича уже появился круг единомышленников.
Большинство из них живут со спортивным пенсионером в одном районе. Его пример оказался для них заразительным. Молодёжь на дедулю-легкоатлета поначалу посматривала со скепсисом и недоумением.
— Конечно, все удивляются, что в таком возрасте я в прекрасной физической форме. Дай Бог каждому быть, как я, когда уже за 80. Кстати, о своих годах я рассказывать не люблю. Обычно дают меньше лет на 15, а я не переубеждаю. Стыдно как-то, что я уже старый такой, — говорит спортсмен.
Однако, попробовав посоревноваться с дедом, многие ребята поняли, что им до него далеко, зауважали. Некоторые стали заниматься в его группе «Здоровье».
В прошлом году Николай Михайлович добился круглогодичного пропуска для своих товарищей на стадион ТГТУ, рядом с которым он живёт.
— Я могу любого научить спортом заниматься. Литературы за свою жизнь столько прочитал — хоть докторскую диссертацию пиши. Спорт — мой наркотик. Сейчас у меня тренируются шесть человек — всем за 70 — и ведь какие результаты показывают! Молодёжь нам в подмётки не годится, — говорит спортсмен.
В ТЕМУ
80-летний чемпион
В прошлом году спортсмен из Петербурга Григорий Колгашкин победил в зимнем чемпионате мира по лёгкой атлетике среди ветеранов, проходившем в финском городе Ювяскеля. Старейший работник Центра физической культуры, спорта и здоровья Московского района выступил в возрастной группе 80 — 85 лет. В упорной борьбе с немецкими и финскими бегунами он выиграл кроссовую дистанцию на восемь километров. А уже через два дня бежал в легкоатлетическом манеже дистанцию в три километра и вновь победил соперников.
Григорий Колгашкин — советский сверхмарафонец, житель блокадного Лениграда. В 1970 году, 21 января, вместе с единомышленниками-любителями бега он положил начало Международному зимнему марафону «Дорога жизни». Трасса марафона проходит по магистрали, которая в войну связывала Ленинград со всей страной.
Читать все комментарии