Не классное чтение
Недавно опубликованный Министерством образования и науки список книг для внеклассного чтения вызывает негодование учителей
В начале этого года министерство обнародовало и разослало по регионам список из 100 книг, рекомендованных школьникам для внеклассного чтения. По замыслу авторов перечня он должен был включать в себя наиболее интересные для детей произведения, а составлять его предполагалось совместными усилиями учителей, родителей и самих учащихся.
Заметим, что идея создания списка произведений для внеклассного чтения принадлежит Владимиру Путину. В своей предвыборной статье, посвящённой национальному вопросу, он предложил провести опрос и сформировать список из 100 книг, которые должен будет самостоятельно прочитать каждый выпускник российской школы.
Весной 2010 года во всех регионах страны прошли опросы, на основе которых сформировали региональные списки книг. Обрабатывать эти предложения поручили экспертам из Санкт-Петербургского госуниверситета. Специалисты работали над списком несколько месяцев — старались отобрать разноплановую классику. От поэзии серебряного века, исторических и философских произведений до современных книжных хитов. В итоге создали сводный общероссийский список, в который вошли книги, чаще всего упоминавшиеся в региональных рекомендациях и не входящие в обязательную школьную программу.
В начале августа прошлого года на сайте knig100.spbu.ru прошло голосование за лучшие книги для внеклассного чтения. Принять в нём участие могли все желающие. Министерство образования должно было составить список книг, опираясь на результаты интернет-голосования, учитывая мнения заинтересованных организаций.
Однако после утверждения списка из 100 книг выяснилось, что половину выбранной литературы в министерстве заменили. По словам профессора СПбГУ Игоря Сухих, который лично отбирал и авторов, и произведения, у него была концепция, но после коррекции списка от неё ничего не осталось. Из перечня исчезли Бродский, Вознесенский, полностью отсутствует зарубежная литература, зато школьникам предлагают прочесть на досуге шедевры национальных эпосов — азербайджанского, армянского и калмыцкого. Например, можно насладиться чтением книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан», «Моабитской тетради» Мусы Джалиля, «Шурале» Габдуллы Тукая. Давид Сасунский, Джангар, Кер-оглы, Манас, Олонхо, Урал-Батыр и другие герои ближнего зарубежья также в списке.
Но в основе списка осталась классика, не вошедшая в школьную программу.
«Белая гвардия», «А зори здесь тихие», «Два капитана». Авторы Лесков, Куприн, Алексей Толстой, Стругацкие, Шукшин. Но по мнению петербургских экспертов, в перечне хватает и произведений, которые школьникам в силу возраста изучать рановато.
Больше всего нареканий вызывают произведения «Остров Крым» Аксёнова и «Очерки русской смуты» Деникина. Первое — за то, что содержит сцены свального греха, а второе — за сложность восприятия для школьников.
В то же время им предлагают прочитать «Приключения Незнайки» и «Старика Хоттабыча», но это уже, как домысливают педагоги на местах, относится к начальной школе.
Директора тамбовских школ, а также учителя русского языка и литературы со списком уже познакомились и воспринимают перечень достаточно спокойно, хотя и неоднозначно.
Читать все комментарии