«Я сплела пчелу для Лужкова»
Тамбовчанка Елена Клещ создала из лозы целый зоопарк
Заниматься лозоплетением Елена начала совершенно случайно: в конце 90-х завод, где она работала инженером-конструктором, развалился. В то время у 40-летней женщины родился уже пятый ребёнок. Супруг, который трудился на том же предприятии, попытался открыть своё дело, но прогорел. В семье настали тяжёлые времена. Елена начала искать заработок, где только могла. На пару с подругой, тоже безработной в тот момент, она отправилась попытать счастья в единственный в Тамбове цех по лозоплетению. Знакомые подсказали, что там можно научиться плести корзинки и, освоив это ремесло, немного подзаработать.
Елена вспоминает, что было непросто, но интересно. Через неделю стало получаться вполне терпимо. Она даже сделала несколько корзинок на продажу, но на этом всё и закончилось. Владелец цеха и главный наставник не нуждался в большом количестве рабочих рук.
Талант мог бы так и остаться нераскрытым, обстоятельства сложились
иначе.
— У меня на даче рядом с участком была крупная лужа, заросшая рогозом.
Теперь я её называю лужей удачи, — говорит Елена.
Подруга Елены, уезжая в Америку, попросила её забрать себе несколько толстых красочных журналов. Как ни странно, но они оказались хорошими пособиями по плетению из лозы, несмотря на то что были на английском.
— В цехе мы делали только вазочки, и вдруг — такое разнообразие! Самое главное, что лозы у меня тогда не было и её неоткуда было взять. Как специально для меня, вся вторая часть одного из журналов была посвящена плетению из рогоза. В ход пошёл тот, что рос в моей луже на даче, — вспоминает Елена.
Через полгода в журнале уже не осталось ничего, что она ни сплела бы: от
самой мелочи до дамских сумочек. Поняв, что хорошо набила руку и можно
посоревноваться с мастерами, Елена показала свои работы наставнику, который
когда-то отказался от её услуг. По словам мастерицы, она ужасно не любит
повторяться. Сделанное однажды становится неинтересным для воспроизведения,
поэтому в её коллекции каждое изделие уникально.
Оценив талант Елены,
наставник попросил её выполнить самый необычный заказ, который сделали цеху, —
огромную плетёную стрекозу для плавучего ресторана в Москве.
— Я понятия не имела, как сделать эту стрекозу, до этого насекомых ведь никто не плёл, — вспоминает мастерица. — Но я решила подойти к делу как инженер. От отца мне досталась большая энциклопедия «Жизнь животных» 1969 года. С неё я и начала.
Елена изучила о стрекозах всё — от внешнего вида до повадок и особенностей размножения. Как рассказывает мастерица, все свои работы она старается делать близко к натуре. Поэтому размеры не просто соблюдала, а вымеряла по линейке, увеличив предварительно масштаб. Кроме того, не было никакой технологии, чтобы соединить части тела стрекозы. Елена разработала свою собственную схему — крылья она изготовила на специальной планке, которую позже вставила в корпус.
Готовое насекомое имело размах крыльев 105 сантиметров и в длину почти достигало метра.
— Ресторан принял на ура. Ещё спасибо сказали. Денег мне, конечно, много не досталось — я всего лишь исполнитель, — говорит Елена. — Зато появился интерес сделать других насекомых.
Следующей крылатой работой мастера стала бабочка. Елена признаётся, что первые её бабочки и стрекозы были менее изящными и более крупными, им не хватало грациозности, зато солидности и внушительности было не занимать. Спустя время работы Елены попали на выставку в Москву, где их увидел тогдашний мэр Юрий Лужков.
— Он спросил, могу ли я сделать символ Тамбова, — рассказывает Елена. — И я взялась за работу.
Каждый раз неизменно она обращалась к энциклопедии, пересчитывая количество лапок и усиков. Чтобы создать летающих насекомых похожими на настоящих, мастерице пришлось сочетать разные техники и материалы. Обычная лоза не подходила для её фигур, она была слишком толстая и длинная. Елене требовались тонкие и гибкие кончики лозы, её верхушки.
Впрочем, дошла до Лужкова её работа или нет, умелица не знает.
Работает Елена коротким прутом, что требует изрядного терпения, при этом на каждое изделие уходит от одного до трёх дней.
— Лозу постоянно приходится мочить, руки всё время в воде. Прутьями, бывает, и обрезаешься, и кожа сохнет, ногти портятся, — говорит женщина.
Она сплела уже десятки фигур. Среди них не только насекомые — были и кошки, петухи, скорпионы, раки, муравьи, царевны-лягушки, затаившийся лев, черепахи, панцири которых можно использовать, как тайник.
Елена уверена, что мир неисчерпаем и многообразен, поэтому недостатка идей она не боится. Все свои задумки она ещё не реализовала. Правда, уже сплела самолёт. Может быть, теперь от насекомых перейдёт к технике и сплетёт космический корабль.
В ТЕМУ
Мастерица создала храм из лозы
Ольга Зверева из Утевки Самарской области сплела из лозы модель утевского храма с колокольней. С детства она любила рисовать, а повзрослев, окончила художественное училище и стала вести в местной школе уроки черчения и рисования. Лозоплетение появилось у Зверевой в качестве хобби. У местных бабушек она училась плести корзины, посуду из лозы, по частицам собирала народные знания и умения. А ради того чтобы узнать, как плести лапти, даже вскопала огород одному утевскому дедушке-умельцу.
Со временем Ольга создала в селе Центр народных ремёсел, где занимаются уроженцы Утевки и жители окрестных мест. Они плетут из лозы панно, кресла, различные сувениры. По мнению Ольги Зверевой, из лозы можно сплести что угодно — даже автомобиль.
Работы Зверевой высоко оценивают на многих всероссийских выставках. В Москву на выставки мастерица привозит резные иконы, шкатулки и утевские домики, свитые из лыка.
Читать все комментарии