Тамбов в стиле джаз

«Житью» удалось собрать уникальный материал о музыкальной истории нашей области

16.02.2013 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Сегодня мало кто из тамбовчан знает, что в областном центре, начиная с середины 30-х годов и заканчивая 50-ми, в кинотеатрах играли джаз-оркестры. История Тамбова-музыкального очень богата, и, хотя джаз в нашем городе был популярен, материалов и свидетельств о нём почти не сохранилось.

В областном центре живёт удивительный человек — музыкант, композитор и поэт Сергей Победоносцев. Первый джаз-оркестр в Тамбове в кинотеатре «Модерн» организовал его дядя Владимир Победоносцев.

— К сожалению, с дядей я не был знаком: он скончался ещё до моего рождения. Но потом его дело подхватил мой отец — Николай, — и под его руководством джаз-оркестр в «Модерне» просуществовал до тех пор, пока эту музыку не запретили.

Владимир Победоносцев скончался после ареста, в 1940 году его приговорили к пяти годам лишения свободы и трём годам поражения в правах. Александр Солженицын писал в «Архипелаге ГУЛАГ», что тамбовский джаз был репрессирован.

— Дядю арестовали по доносу. Сообщили, что он слушает западные радиостанции и музыку, — рассказывает Сергей Николаевич.

По его словам, даже будучи осуждённым, Владимир Победоносцев играл в оркестре, который состоял из таких же осуждённых музыкантов, как и он. Кстати, в этом же оркестре играл выдающийся джазист, которого звали «белым Армстронгом», Эдди Рознер.

Есть и другие свидетельства того, что случилось в 1940 году. К примеру, советский военный дирижёр заслуженный артист Литовской ССР Иосиф Манжух в письме к ученику Борису Турчинскому пишет: «В кинотеатре «Модерн» играл джаз под руководством Победоносцева. В оркестре играли и мой брат Владимир, и его друг, замечательный трубач Ваня Заливин. Однажды весь оркестр арестовали, и о судьбе музыкантов ничего не было известно. Мой брат не пострадал, так как за год до ареста был приглашён в оперу Саранска».

Иван Заливин был одним из лидеров оркестра. В 1934 году он стал победителем Всероссийского музыкального конкурса среди трубачей.

Солистка джаза Зоя Карасёва (Григорьева), с которой нам тоже удалось встретиться, рассказала, что пришла в джаз, которым руководил уже брат Владимира Победоносцева — Николай Сергеевич:

— Об этих музыкальных коллективах я узнала в 1946 году, мне было 17 лет, и я поступила на первый курс музучилища. Тогда в Тамбове было три джаза — в кинотеатрах «Модерн», «Родина» и «Комсомолец» (располагался в помещении нынешней Лазаревской церкви). Музыканты из «Модерна» сами меня нашли и пригласили петь.

Тогда в оркестре были три саксофона, тромбон, две трубы, скрипка, аккордеон, ударные, пианино, контрабас. Зоя Алексеевна, которой в этом году исполнится 84 года, рассказывает, что пела она популярные песни военных лет — «Катюшу», «Огонёк», «Синий платочек».

— Оркестр же играл настоящий джаз, — рассказывает она. — Советскую и зарубежную музыку, к примеру, очень популярный тогда фокстрот. В «Родине» помимо джаза оркестр исполнял классику — Чайковского, Глинку, Римского-Корсакова. Джаз-оркестры были очень популярны в городе. Меня постоянно узнавали на улице, предлагали проводить до дома. В итоге я от этого очень устала.

В 1957 году тамбовские джаз-оркестры были распущены, довольно долго просуществовав после постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 1948 года «Об опере «Великая дружба» Вано Мурадели», где заклеймено «формалистическое направление, чуждое советскому народу». По результатам постановления вместе с Дмитрием Шостаковичем и Сергеем Прокофьевым под раздачу как буржуазное искусство попадает и джаз, хотя в тексте постановления он не фигурирует. Само упоминание слова «джаз» в официальном контексте становится невозможным.

Под запрет попали даже некоторые музыкальные инструменты, связанные с западной музыкой: шестиструнная (испанская) гитара, саксофоны.

Именно тогда, в годы борьбы с «безродным космополитизмом», родилась популярная поговорка: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».

— Оркестры были уничтожены Сталиным, — рассказывает Зоя Григорьева. — Он сказал, что джаз — это преклонение перед Западом. Музыканты разошлись. Кто-то поступил учиться в консерваторию, как скрипач Виктор Лиманский, духовики же устроились в оркестры военных училищ.

Руководитель джаз-оркестра кинотеатра «Модерн» Николай Победоносцев ушёл работать методистом в тамбовский Дом творчества. Скончался он в середине 80-х годов.

По словам Сергея Николаевича, вновь джазовые и вокально-инструментальные ансамбли стали появляться в Тамбове только в конце 60-х годов.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«Репрессировали за предложение создать музыкальные бригады»

Заслуженный работник культуры, музыковед и краевед Олег Казьмин — один из немногих, кто хранит историю Тамбова-музыкального. По его словам, джаз-оркестры в городе были событием выдающимся:

— В первом оркестре — в «Модерне» — созданном в 1934 году, играли не просто профессиональные музыканты, а дипломанты всероссийских и всесоюзных конкурсов. Вторым в Тамбове появился коллектив в кинотеатре «Комсомолец».

Затем оркестр организовали в кинотеатре «Родина» и, наконец, в кинотеатре «Заря», здание которого не сохранилось. На последних сеансах кино, когда там играли оркестры, всегда был аншлаг.

Кстати, сведения Солженицына о том, что оркестр был полностью репрессирован, по моим данным, неверные. На допросы в НКВД ходили все музыканты, но осудили только Владимира Победоносцева и Василия Казьмина, игравшего на банджо. Ещё одного музыканта — преподавателя музучилища, композитора Фёдора Кадичева — репрессировали по доносу во время войны за то, что он предложил организовать музыкальные бригады, вместо того чтобы эти люди рыли противотанковые рвы.

Толку от этой работы было немного, а музыканты сбивали руки до крови. Кадичева обвинили в антисоветской деятельности.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»

По стопам дяди и отца

Сергей Николаевич Победоносцев — заслуженный работник культуры России. Родился в 1939 году в Тамбове. Музыкант (фортепьяно), композитор, поэт. Начал писать музыку, ещё учась в музыкальной школе, автор множества песен, романсов, произведений для фортепьяно. Учился в тамбовском музучилище, саратовской и московской консерваториях, преподавал фортепьяно в тамбовском педучилище имени Ушинского. Автор двух поэтических сборников: «Время жизни» и «Мир вокруг».