«У каждого времени свой крест»
Тамбовские краеведы показали христианские символы разных веков
Накануне Великого поста корреспонденты «Житья» побывали на выставке православных нательных и наперсных крестов XI — XIX веков. В экспозиции представлена коллекция, в которой около 300 экспонатов. Почти все они собраны преимущественно на территории Тамбовской области в течение десяти лет.
— Крест является одним из самых распространённых символов с древнейших времён, — говорит председатель Тамбовского общества любителей краеведения Михаил СЕМЁНОВ. — У многих народов он был символом и жизни, и смерти. Это восходит к культам, связанным с поклонением солнцу. У каждого времени свой крест. Все они разнообразны по форме и содержанию. На некоторых помимо традиционного распятия изображены орудия страстей Христовых или иконки других святых.
В коллекции тамбовских краеведов есть подвески и первые кресты этнической группы русского народа, которая называлась мещёры. Часть их жила на территории нынешней Тамбовской области.
— Это подвески X — XII веков, постепенно трансформировавшиеся в крест, —
рассказал краевед. — Вот, например, лунницы — металлические украшения в виде
полумесяца, обращённого рогами вниз. Подобные обереги были известны с конца
бронзового века (2 тысячи лет до н. э.). Их носили в основном женщины, так
как
считалось, что они отражали почитание Луны и были связаны с культом
плодородия. Отдельные лунницы похожи на небосвод, нависающий над землёй, которая
представлена в виде креста. Всё это может свидетельствовать о постепенном
проникновении христианства в мещёрские земли.
На Руси нательные кресты распространились с принятием христианства. Ими исцеляли, благословляли, крестили, напутствовали, с ними хоронили.
— Кстати, есть и некоторые загадки, — продолжает Михаил Семёнов. — Один из крестов XI века, представленный на выставке, в научной литературе относится к так называемому «кругу киевской металлопластики», то есть изготовлен где-то в Киеве.
Но найден-то он при раскопках в наших краях. Историкам есть о чём задуматься.
Или вот крест XIV века с шипом на задней стенке, так называемый крест-накладка. Он предназначен явно не для ношения на теле. Может быть, для крепления на доспехи?
Некоторые экспонаты выставки по-своему уникальны. Например, редкий по технике исполнения бронзовый с позолотой крест XIV века с сюжетом «Христос на престоле» (Пантократор).
А у восьмиконечного креста «Распятие» особая история. Когда он попал в руки краеведов, то выглядел весьма невзрачно, потому что был покрыт толстым слоем тёмного лака. После очистки все были очень удивлены: крест превратился в сверкающий шедевр. Кто его лаком покрыл и для чего, неизвестно. Может быть, кто-то загрунтовал эту реликвию, чтобы её не реквизировали.
— Когда мы имеем дело с предметами личного благочестия, то видно, что христианство даёт человеку свободу выбора, — говорит Михаил Иванович. — Поэтому такое разнообразие крестов. Что интересно, мужчины и женщины носили разные крестики. В противовес мужским крестам с преобладанием прямых линий женские были более плоские, в форме листочка. На выставке есть женские кресты, обрамлённые виньетками в стиле барокко.
Большая часть крестов из коллекции были найдены во время археологических экспедиций, некоторые куплены, какие-то подарены.
Говорят, найти потерянный кем-то нательный крестик — плохая примета. Мол, тем самым мы берём на себя чужие скорби.
— Это суеверие, — утверждает Михаил Семёнов. — Господь каждому даёт свои испытания. Если вы хотите носить найденный крест, его нужно просто освятить.
Читать все комментарии