«У каждого времени свой крест»

Тамбовские краеведы показали христианские символы разных веков

23.03.2013 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Накануне Великого поста корреспонденты «Житья» побывали на выставке православных нательных и наперсных крестов XI — XIX веков. В экспозиции представлена коллекция, в которой около 300 экспонатов. Почти все они собраны преимущественно на территории Тамбовской области в течение десяти лет.

— Крест является одним из самых распространённых символов с древнейших времён, — говорит председатель Тамбовского общества любителей краеведения Михаил СЕМЁНОВ. — У многих народов он был символом и жизни, и смерти. Это восходит к культам, связанным с поклонением солнцу. У каждого времени свой крест. Все они разнообразны по форме и содержанию. На некоторых помимо традиционного распятия изображены орудия страстей Христовых или иконки других святых.

В коллекции тамбовских краеведов есть подвески и первые кресты этнической группы русского народа, которая называлась мещёры. Часть их жила на территории нынешней Тамбовской области.

— Это подвески X — XII веков, постепенно трансформировавшиеся в крест, — рассказал краевед. — Вот, например, лунницы — металлические украшения в виде полумесяца, обращённого рогами вниз. Подобные обереги были известны с конца бронзового века (2 тысячи лет до н. э.). Их носили в основном женщины, так как
считалось, что они отражали почитание Луны и были связаны с культом плодородия. Отдельные лунницы похожи на небосвод, нависающий над землёй, которая представлена в виде креста. Всё это может свидетельствовать о постепенном проникновении христианства в мещёрские земли.

На Руси нательные кресты распространились с принятием христианства. Ими исцеляли, благословляли, крестили, напутствовали, с ними хоронили.

— Кстати, есть и некоторые загадки, — продолжает Михаил Семёнов. — Один из крестов XI века, представленный на выставке, в научной литературе относится к так называемому «кругу киевской металлопластики», то есть изготовлен где-то в Киеве.

Но найден-то он при раскопках в наших краях. Историкам есть о чём задуматься.

Или вот крест XIV века с шипом на задней стенке, так называемый крест-накладка. Он предназначен явно не для ношения на теле. Может быть, для крепления на доспехи?

Некоторые экспонаты выставки по-своему уникальны. Например, редкий по технике исполнения бронзовый с позолотой крест XIV века с сюжетом «Христос на престоле» (Пантократор).

А у восьмиконечного креста «Распятие» особая история. Когда он попал в руки краеведов, то выглядел весьма невзрачно, потому что был покрыт толстым слоем тёмного лака. После очистки все были очень удивлены: крест превратился в сверкающий шедевр. Кто его лаком покрыл и для чего, неизвестно. Может быть, кто-то загрунтовал эту реликвию, чтобы её не реквизировали.

— Когда мы имеем дело с предметами личного благочестия, то видно, что христианство даёт человеку свободу выбора, — говорит Михаил Иванович. — Поэтому такое разнообразие крестов. Что интересно, мужчины и женщины носили разные крестики. В противовес мужским крестам с преобладанием прямых линий женские были более плоские, в форме листочка. На выставке есть женские кресты, обрамлённые виньетками в стиле барокко.

Большая часть крестов из коллекции были найдены во время археологических экспедиций, некоторые куплены, какие-то подарены.

Говорят, найти потерянный кем-то нательный крестик — плохая примета. Мол, тем самым мы берём на себя чужие скорби.

— Это суеверие, — утверждает Михаил Семёнов. — Господь каждому даёт свои испытания. Если вы хотите носить найденный крест, его нужно просто освятить.