В Тамбове бороться с гололёдом будут с помощью яда
Чиновники решили закупить 100 тонн бишофита, применение которого вызвало акции протеста экологов в городах, где его использовали
В прошлом году чиновники горадминистрации заявили, что не будут применять бишофит на тамбовских улицах. По мнению специалистов, этот реагент зарекомендовал себя не самым лучшим образом. Он плохо растапливает лёд, ухудшает дорожную обстановку из-за того, что при его применении образуется скользкая плёнка и автомобили теряют сцепление с дорогой, кроме того, смесь льда, снега и бишофита становится очень вязкой, что также сказывается на безопасности движения. К тому же это не самый дешёвый реагент. Поэтому в нынешнем зимнем сезоне для нужд города решено было закупить песко-соляную смесь — дешёвую, надёжную и относительно безопасную.
Аукцион на закупку хлористого кальция появился на электронной площадке в конце ноября. По условиям аукциона должны были закупить 100 тонн противолёдного реагента на сумму более 2 миллионов рублей. Однако в технических характеристиках, которые указаны в документах заказа, фигурирует уже другое название — хлористый магний, торговое название которого - «бишофит». То есть прошлогодний не самый удачный опыт применения этого препарата почему-то решили «забыть». Тем временем экологи других регионов России бьют тревогу и уверяют, что реагентная смесь, которую планируют в течение зимы использовать на тамбовских улицах, — самая настоящая отрава.
Защитники природы ссылаются на решение арбитражного суда Москвы, который подтвердил, что хлористый магний (бишофит) опасен для человека. Веществу был присвоен второй класс опасности (высокоопасный). Дальше по классификации идут только цианид калия и различные радиоактивные химикаты.
В региональном Роспотребнадзоре, как выяснилось, данными об опасности этого вещества не располагают. Так, согласно справочной информации, которая имеется в ведомстве, напротив, бишофит является одним из безопасных природных реагентов.
— Такой практики — проверять на предмет безопасности дороги — не существует, — поясняют в Роспотребнадзоре. — Однако, если от жителей города поступит обращение и жалоба, например, на неприятный запах, будут взяты пробы воздуха и проведено его исследование на предмет наличия вредных веществ.
Кстати, в Москве бишофит запретили в 2005 году. Токсическое воздействие на окружающую среду, критическое засоление почв и чёрная плёнка на дороге побудили чиновников отказаться от опасного противогололёдного реагента. А в феврале 2013 года жители Ростова-на-Дону протестовали против применения этого средства.
На кафедре экологии и БЖД ТГУ им. Державина не уверены, что тамбовчанам стоит бить тревогу. Все подобные вещества должны иметь сертификат безопасности, в противном случае их применение недопустимо. Сам хлористый магний, по мнению тамбовских специалистов, не опаснее хлористого кальция, во всяком случае, если в них не содержится вредных примесей. Хотя и эти, казалось бы, безопасные реагенты, используемые сверх меры, могут привести к ущербу окружающей среде.
В «Дирекции благоустройства и озеленения» сообщили, что при размещении заказа руководствовались информацией, полученной от заводов-производителей и исходя из требований безопасности. Хлористый магний входит во все противогололёдные реагенты нового поколения благодаря своим уникальным свойствам. Он эффективно удаляет наледь, не разрушает дорожного покрытия. После обработки реагентом растаявший лёд и снег сметаются тракторами и вручную. Дорожки остаются чистыми и сухими.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
«Опасность лучше не допустить»
— Проблему легче предупредить, чем ликвидировать её последствия, — считает руководитель зелёного движения «ЭКА» в Тамбовской области Иван АГАФОНОВ. — Конечно, если бы реагент уже был закуплен, можно было бы провести его экспертизу на предмет безопасности. Но с другой стороны, опасность для окружающей среды лучше вовсе не допустить. На основании данных объявленного аукциона и результатов исследования бишофита, которыми располагают наши коллеги из других регионов, общественная организация может обратиться к главе Тамбовской области Олегу Бетину. Надеемся, он не оставит это без внимания.
В ТЕМУ
Больше вреда, чем пользы
В ФГБУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина провели экспертизу и выяснили характеристики реагента, а также то, какой урон он может наносить окружающей среде. Из заключения экспертов следует, что использование бишофита в неконтролируемых объёмах на дорогах вообще недопустимо по многим причинам.
* Бишофит — хлорид магния, в отличие от других противолёдных реагентов относится ко второй группе токсичности, следовательно, является высокоопасным веществом. Он имеет влияние на процессы биологической активности почв.
* В противогололёдном средстве используется природный, т. е. неочищенный бишофит, он не очищен от соединений мышьяка, свинца, брома, селена, ртути. Содержание некоторых из них превышает допустимые нормы в 20 раз, чем вредит людям и животным. Экосистема города от таких веществ начинает чахнуть.
* Помимо того что применение на дорогах бишофита приводило к аварийным ситуациям вследствие образования там скользкой плёнки, его отличает высокая коррозионная активность, которая портит автомобили и металлические конструкции дорог.
Читать все комментарии