С 1 января из тамбовских ресторанов исчезнет алкоголь?

Владельцы предприятий общепита недовольны введением новой системы учета спиртных напитков

02.01.2016 00:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) была запущена еще в 2005 году. Это специальная база данных, которая содержит информацию об алкогольной продукции, которая производится в России или ввозится из-за рубежа. В базе есть информация о составе, производителе, крепости и объеме каждой выпущенной и ввезенной бутылки. ЕГАИС нужна для того, чтобы государство могло контролировать объемы производства и оборота алкогольной продукции. 

Изначально использовать систему обязательно должны были предприятия-оптовики, но из-за многочисленных технических трудностей вскоре они были выведены из-под ее действия. Несколько лет ЕГАИС дорабатывали, и в 2012 году Росалкогольрегулирование поставило вопрос о том, чтобы применять ее также при розничной продаже алкогольной продукции.

Заработать в полной мере ЕГАИС должна в течение трех лет — с 2015 до 2017 года. Согласно закону о государственном регулировании алкогольного рынка, в оптовом звене она начнет применяться с 1 января, в розничном — с 1 июля. Владельцы предприятий общепита рассчитывали, что их нововведения коснутся июля, но, как оказалось, это не так. 

— Рестораны, кафе и бары с нового года должны будут вести журнал учета продаж, — объясняет директор центра консалтинга и организации торгов Тамбовской областной торгово-промышленной палаты Елена ЛОЗЕНКОВА. — Для этого они должны будут подключиться к ЕГАИС, чтобы с помощью системы подтверждать факт закупки алкогольной продукции с оптовых баз. 

Если предприятия общепита не подключатся к системе, они должны будут прекратить продажу алкогольной продукции. В случае нарушения установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрен административный штраф: для должностных лиц — 10 — 15 тысяч рублей, для юрлиц — 150 — 200 тысяч. Но далеко не все предприниматели готовы к таким переменам. Рестораторы жалуются, что расходы на внедрение системы слишком велики, а сроки, напротив, очень сжатые. В Тамбовской области из 1800 организаций, производящих и реализующих алкоголь, 435 уже подключились к системе.

— Нововведение с 1 января напрямую коснется оптовиков, их в регионе всего 14, и все они уже подключены к ЕГАИС, — рассказал заместитель начальника управления по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области Василий ПРОХОРОВ. — Также 30% всех розничных предприятий уже подключены, но время до июля еще есть. Для предприятий общепита до 1 января нужно получить ключ на получение продукции с оптовых баз, я думаю, что проблем с этим не возникнет и на Новый год спиртное у всех будет.

Несмотря на то, что тамбовские предприниматели достаточно активно подключаются к ЕГАИС, нововведениям они тоже совсем не рады. Дополнительные затраты коснутся всех, различаться будут только их размеры. Так, для владельцев общепита, по словам Елены Лозенковой, получение электронных подписей и специальных программ обойдется примерно в 6 тысяч рублей, но это только на первом, январском этапе. С июля кафе и рестораны должны будут отчитываться также и за реализацию алкоголя, а это уже совсем другие расходы.

— К 1 июля нам понадобится приобрести сканер, чтобы считывать информацию с бутылок, сменить кассовый аппарат, а это влетит в копеечку, — рассказывает бухгалтер одного из тамбовских ресторанов Наталья ПОТАПОВА. — По предварительным расчётам, только это обойдется в 40 — 50 тысяч рублей, а ведь мы должны еще заплатить за лицензию, которая подорожает 

с 40 до 130 тысяч в год. Кроме того, вроде бы планируют ввести лицензию на пиво, а это еще 40 тысяч. Для нас 170 тысяч в год — это слишком большие расходы, поэтому мы сидим и думаем — нужна ли нам вообще эта лицензия на алкоголь или отказаться от нее и ограничиться продажей пива. Потому что иначе нам придется поднять цены, а для любого кафе это очень плохо, потому что упадет спрос.

Негативно новая система скажется не только на кафе и ресторанах, но и на розничных магазинах. Сильнее всего расходы на ЕГАИС ударят по кошельку владельцев тех магазинов, спрос у которых не очень высок. 

— Придется потратиться на 50 — 70 тысяч рублей плюс обслуживание, — объясняет Василий Васильевич. — Особенно плохо это отразится на сельской местности. Затраты очень велики — это компьютеры, интернет, который в селах то работает, то нет, кассовый аппарат, считывающий штрих-код, вбивание штрих-кодов в базу, дополнительные затраты на обучение персонала. В сельской местности магазины продают ящик спиртного за квартал — им такие траты будут попросту ни к чему. Поэтому я думаю, что 10 — 15% розницы в селах мы потеряем, несмотря на то, что для них система заработает только с июля 2017 года. 

В ТЕМУ

ФАС предложила повысить цену на водку и снизить на настойки

В Федеральной антимонопольной службе считают, что разделение минимальных розничных цен (МРЦ) на алкоголь в зависимости от его крепости могло бы помочь в борьбе с нелегальной продукцией. Проект с таким предложением ведомство направило в Росалкогольрегулирование (РАР), Минпромторг, Минэкономики и отраслевые союзы. 

В документе предлагается пересмотреть ставки акцизов на все виды алкоголя и спирт, а также разделить МРЦ для продукции разной крепости. Для напитков крепостью от 34 до 38 градусов ведомство предлагает сделать МРЦ в 150 рублей вместо 185 с учетом резкого снижения акциза. Для более крепких напитков — от 38 до 56 градусов — предлагается увеличить МРЦ со 185 до 240 рублей, при этом оставив прежнюю ставку до 2018 года. 

Такое предложение ФАС объясняет тем, что из-за последовательного роста ставок акциза на алкоголь производство легальной продукции снизилось, а нелегальной, напротив, резко возросло до критических объемов — 40 — 60% рынка. Напомним, в 2015 году МРЦ на водку снизилась с 220 до 185 рублей за 0,5 литра. Но, учитывая нынешнюю ставку акциза (500 руб. за литр безводного спирта), выставить на продажу легальную водку по 185 рублей за бутылку нереально, так как цена складывается из себестоимости, акциза и НДС, наценки дистрибьютера и розницы. Таким образом, сейчас водка стоит от 220 до 240 рублей.

КСТАТИ

В 2016 году алкоголь снова подорожает

Повышение цены будет связано с последовательным ростом акцизов на алкогольную продукцию. Так, ставка акциза на продукцию с долей алкоголя больше 9% будет равна 400 рублям за 1 литр. В 2017 году ставка акциза вырастет до 418 рублей за 1 литр. Водку и прочие крепкие напитки обложат акцизом в 2016 году из расчета 500 рублей за 1 литр, а годом позже — 523 рубля. Акцизы на пиво также вырастут, но незначительно — с 18 до 20 рублей за литр. В цену бутылки вина из отечественного винограда будет включен акциз из расчета 5 рублей за литр. Цена бутылки шампанского будет учитывать акциз в 13 рублей за литр в 2016-м и в 17 рублей за литр в 2017 году. Если же в производстве использовалось импортное сырье, акциз в цене вырастет в два раза — до 26 рублей за литр. Взимание акциза с алкоголя необходимо для пополнения бюджета, снижения объёмов поддельного алкоголя, уменьшения масштабов злоупотребления алкоголем и переориентации потребителей в пользу слабоалкогольных напитков.