«Глаза у Жукова так и светятся, хоть и из семян!»
Тамбовская пенсионерка создает портреты известных людей из семян малины и смородины
79-летняя Лидия Соловьева, как и многие пенсионерки, любит проводить свободные часы на даче. На грядках у нее — стройные ряды огурцов и помидоров, а в саду благоухают пионы и флоксы. Но, в отличие от других садоводов, Лидию Семеновну влечет на дачу не только желание собрать хороший урожай. Каждая вылазка на природу — еще и возможность набрать, как она сама выражается, «строительного материала» для будущих произведений искусства. Талантливая женщина вот уже больше 25 лет создает картины из семян растений. А в общей сложности с природным материалом она работает полвека.
— В 1967-м я начала преподавать биологию в Красносвободненской школе, — рассказывает Лидия Семеновна. — Организовала кружок для детей «Природа и фантазия». Мы делали аппликации, скульптуры из листьев, коры, шишек, сучков… Я сразу поняла — это моя стезя. Все время и силы вкладывала в кружок, мои дети занимали первые места на районных и областных конкурсах.
В жизни Лидии Семеновны два призвания — учить детей и работать с природным материалом. Тянуло ее к этому всегда. Девочка Лида родилась и выросла в селе Старое Тарбеево Мичуринского района. В семье было еще 9 детей. Жили бедно и, как вспоминает Лидия Семеновна, почти все время проводили на свежем воздухе. Любовь к природе родилась уже тогда, как и тяга к творчеству.
— Когда учились в школе, мой брат срисовывал с учебника литературы портреты писателей, у него получалось очень похоже, практически копии, — вспоминает Лидия Семеновна. — Брата часто просили рисовать плакаты и растяжки. Когда он начинал это делать дома, я постоянно сидела рядом и завидовала — мне всегда хотелось так же научиться рисовать.
Школьные учителя рекомендовали Лиде поступать в пединститут, но, испугавшись большого конкурса, она подала документы в сельхозтехникум, где отучилась на агронома. Несколько лет она посвятила этой профессии, но душа просила большего. Тогда Лидия все же отправилась учиться на преподавателя и о своем выборе потом ни разу не пожалела. В Красносвободненской школе она проработала 14 лет, а после перебралась в Тамбов. Устроилась на станцию юннатов, затем была одним из создателей Биоэкологического центра. Где бы ни работала Лидия Семеновна, кружок «Природа и фантазия» всегда процветал и пользовался популярностью.
— В последние годы моей работы в Биоэкологическом центре — это было в конце 90-х годов — я решила сделать что-нибудь из семян, — вспоминает Лидия Соловьева. — Первой моей работой стало изображение оленя из семян малины, черной и красной смородины и бархатцев.
Лидия Семеновна признается, что эта первая картина для нее самая дорогая и любимая. Такие же нежные чувства она питает и к первому портрету, который создала в 2003-м, —Александра Сергеевича Пушкина, из семян черной малины сорта «кумберленд». Именно он, получивший одобрение профессиональных художников, помог Лидии Семеновне поверить в свои силы и продолжить создавать портреты знаменитых ученых, писателей и политиков. Вслед за Пушкиным были два портрета Сергея Есенина из семян черной смородины и бархатцев. Затем появился Георгий Жуков, а вскоре ее коллекцию пополнили Тургенев, Гагарин, Вернадский, Мичурин и многие другие известные люди — всего порядка 40 картин. В центре экспозиции Лидии Соловьевой гордо возвышается Иосиф Сталин. Женщина признается: на него, да и на некоторые другие портреты уже не раз заглядывались потенциальные покупатели.
— Как меня упрашивали его продать! Один бизнесмен даже говорил, что повесит его в кабинете вместо другого известного политика, — рассказывает Лидия Соловьева. — Но этот портрет я не продам ни за какие деньги. Можно подражать, но повторить оригинал уже невозможно.
На первые работы уходило по несколько недель. Теперь, имея большой опыт, мастер может закончить картину и за неделю, а если работать в режиме нон-стоп, без перерывов, то и вовсе — за двое суток. Правда, условия для этого нужны особенные — тишина и одиночество. Чтобы создать картину из семян, нужно выбрать и распечатать подходящий портрет, наклеить его на обойный лист. Налить в небольшую емкость клей, рядом на бумажные тарелочки высыпать разные сорта семян. Вооружившись обыкновенной зубочисткой, Лидия Семеновна приступает к работе.
— Я начинаю всегда с глаз. Взгляд должен быть выразительным, чтобы портрет, как живой, смотрел на зрителя, — делится секретами мастерства Лидия Семеновна. — Семена должны подходить по форме, цвету и размеру. Я иногда ищу минут по 10 одно-единственное зернышко, чтобы оно подошло по всем этим параметрам. Вот волосы у Сталина — правда, красивые? Это бархатцы. У них часть семени темная, а часть светлая — вот и получается как будто проседь. Даже придумывать и подбирать ничего не надо, природа уже все придумала за меня.
С помощью ее технологии, говорит Лидия Семеновна, можно сделать портрет далеко не каждого человека. Необходимо, чтобы он был фотогеничным, имел во внешности какую-нибудь «изюминку».
— Например, у Жукова глаза и улыбка совершенно особенные, — говорит мастер. — Глаза так и светятся, хоть и из семян! А у Сталина весь образ настолько цельный, что, убери усы или волосы, — это будет уже не Сталин. У меня есть еще множество задумок: хочу сделать Льва Толстого, Карла Маркса. А еще зрители просят сделать Ленина, его тоже собираюсь. Обязательно сделаю портреты отца, матери и поэта Вячеслава Зорина — он наш земляк и друг семьи. А кого-то из современных известных людей — не хочу. Например, певицы — они наряжаются, наводят внешний лоск, а внутри какие-то пустые. А портрет — это отражение души человека. Если там пустота, то и портрет не получится.
Вместо красок и кисточек — купюры и крылья бабочек
Создание картин из необычных материалов набирает популярность. Так, российский художник Вадим Зарицкий создает картины из крыльев бабочек. В его коллекции и красочные пейзажи, и натюрморты, и портреты известных художников и политических деятелей. Художник использует крылышки исключительно умерших бабочек, которые берет в энтомологических центрах. Британец Бенджамин Шайн использует для создания картин обыкновенный тюль и всячески деформирует его при помощи утюга. Делает он это настолько искусно, что издалека некоторые портреты выглядят как настоящие фотографии. Минский художник Игорь Аринич назвал свое искусство «купюропись», так как использует для творчества купюры советского образца. А художник из Ливерпуля Карне Гриффитс создаёт удивительные картины, смешивая чернила с чаем, водкой, бренди или виски, что делает картины многослойными и очень лёгкими, несмотря на огромное количество деталей.
Читать все комментарии