По улицам Тамбова ходит первый электробус
Новый транспорт не уступает по экологичности троллейбусу, но гораздо экономичнее
На прошлой неделе горожанам представили совершенно новый для Тамбова вид транспорта — электробус. Как рассказали «Житью» в управлении транспорта и автомобильных дорог области, договорённость, что в начале 2018 года в городе появится электробус, была достигнута ещё осенью 2017-го во время поездки представителей региона в Беларусь. Тогда тамбовчане выразили готовность купить электробусы у минского производителя «Белкоммунмаш». Стоимость одной машины достигает 26 млн рублей. Но, по мнению специалистов, такая цена в итоге себя оправдывает. Ведь энергозатраты электробуса не сравнимы с теми, что идут на троллейбусы. Тем более что в Тамбове контактную сеть для них строили ещё в середине прошлого века износ её на сегодня — около 85%. А потери электроэнергии — 40%! Себестоимость поездки на троллейбусе вдвое дороже фактической платы в 15 рублей, которую вносят пассажиры. В серьёзной модернизации нуждаются и подстанции. Но таких средств (а это сотни миллионов рублей!) в городском бюджете сегодня попросту нет.
Тем не менее в августе прошлого года губернатор Александр Никитин сказал, что отказываться от троллейбусов, которые, придают областному центру определённый статус, всё равно не будут. Не исключалось, что «троллейбусное хозяйство» передадут в руки концессионера, а также обеспечат перевозчику, эксплуатирующему троллейбусы, ряд преференций. В то же время парк пассажирского транспорта в Тамбове постепенно обновляется. И среди приобретений последних лет, увы, нет ни одного троллейбуса.
Напомним, в 2015 и 2016 годах благодаря участию Тамбовской области в госпрограмме «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (точнее, в её части «Автомобильная промышленность») областной бюджет получил субсидию на покупку техники на газомоторном топливе. Преимущество заключается в том, что цена такого топлива вдвое ниже, чем стоимость бензина. В рамках данной программы для Тамбова приобрели 36 таких автобусов, и все они сейчас находятся на балансе МУП «Тамбовгортранс».
В одном из предыдущих номеров «Житьё» писало о том, что аналогичные планы по приобретению в лизинг новых газомоторных автобусов намечены и на этот год. В намерениях горадминистрации — купить ещё шесть таких машин за 60 миллионов рублей. Большую часть средств — 93% — внесёт область, а оставшиеся 7% — городской бюджет. Таким образом, парк общественного транспорта на газомоторном топливе составит уже 42 единицы.
Но и это ещё не всё. 14 марта горожане стали свидетелями появления на улицах города нового для нас транспортного средства — электробуса. В этот день по тамбовским дорогам ходил его тестовый образец марки E433 Vitovt Max Electro.
— В первые дни работы он перемещался по маршруту троллейбуса № 5, и пассажиров в салон не брал, — рассказала начальник транспортного отдела управления транспорта и автомобильных дорог области Екатерина ЮДИНА. — Прежде всего к новому транспортному средству должен адаптироваться водитель. Ведь электробус отличается от стандартных автобусов, которые курсируют по улицам нашего города.
Действительно, электробус достигает в длину 19 метров, а вместимость двух его салонов — 184 человека. Важно — этот вид транспорта адаптирован для маломобильных пассажиров. На стене у центральной накопительной площадки есть USB-разъёмы для зарядки смартфонов, а между сиденьями расположены розетки 220 В. Кроме того, главным его преимуществом перед троллейбусом является возможность передвижения без контактной сети. Это делает электробус более мобильным и позволяет ему передвигаться даже там, где нет проводов.
Справка:
13% перевозок в Тамбове приходится на долю троллейбусов. Сейчас электробусы присутствуют только в крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону.
Есть лишь одно «но». На автономном ходу электробус может пройти около 12 километров. Потом ему будет нужна подзарядка. А для того, чтобы её осуществлять, необходимо оборудовать специальные подзарядные станции. Предполагается, что они расположатся на конечных остановках электробуса. Сколько будут стоить эти сооружения, пока не уточняется. Известно, что одну такую станцию на период тестовой эксплуатации производитель передал бесплатно. На сегодняшний день известно, что, скорее всего, новый вид транспорта не будет дублировать ни один из имеющихся в Тамбове маршрутов и станет ходить по своему собственному «пути».
Предположительно, маршрут электробусов проляжет от Динамо до Комсомольской площади, где на кольце электробус будет разворачиваться и следовать в обратном направлении.
Кстати, на сегодняшний день горожане разделились во мнениях относительно необходимости в Тамбове новых электробусов. В соцсетях люди активно обсуждают новинку, при этом одни комментаторы считают, что электробус слишком громоздок и неповоротлив для тамбовских улиц. Люди предполагают, что такая машина создаст ещё больше заторов на дорогах областного центра.
Защитники же электробуса отмечают его современный дизайн и ставят в «плюс» экологичность нового транспорта.
В любом случае, пока в течение трёх месяцев электробус будет проходить тестирование на тамбовских улицах. Решение о том, необходимы ли городу именно такие машины, будет принято по итогам этих испытаний.
В ТЕМУ
«Тамбовгортранс» задолжал энергетикам десятки миллионов за электричество
В последние несколько месяцев в Арбитражном суде Тамбовской области рассматривали сразу три иска от АО «Тамбовская областная сбытовая компания» к МУП «Тамбовгортранс» о взыскании задолженности за поставленную муниципальному предприятию-перевозчику электроэнергию. Как следует из материалов этих дел, с апреля по июль 2017 года «Тамбовгортранс» задолжало энергетикам более 8,5 миллиона рублей. С августа по октябрь «ТОСК» потребовал возмещения ещё 4,6 миллиона долга. С ноября по декабрь МУП оказалось должно «сетевикам» ещё более 8 миллионов рублей.
Правомерность требования всех этих сумм в Арбитражном суде подтвердилась, и в итоге иски АО «ТОСК» оказались удовлетворены. По одному из дел суд также назначил к выплате неустойку в 440 тысяч рублей. Таким образом, предприятие должно выплатить энергетикам более 21,5 миллиона рублей.
Электроэнергия в том числе использовалась МУП «Тамбовгортранс» для работы троллейбусного парка города.
Читать все комментарии