УК незаконно подняли плату за жилищные услуги

Прокуратура настаивает на возвращении горожанам денег, которые они переплатили управляющим компаниям по первой строчке в своих квитанциях

21.04.2018 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Управляющие компании нарушают закон, самостоятельно повышая стоимость платы за содержание и ремонт общего имущества, а также за услугу «Управление домом». К такому выводу пришла прокуратура Октябрьского района Тамбова, которая проверила восемь обслуживающих организаций, расположенных в этой части областного центра.

— На сегодняшний день это только промежуточные итоги. Проверки будут продолжаться до июля, — рассказали в прокуратуре Октябрьского района. — Но уже сейчас можно сделать выводы, что управляющие компании в 2017 году незаконно подняли жителям многоквартирных домов Тамбова плату за жилищные услуги.

Так, по данным правоохранителей, ООО «ЖК Тамбовинвестсервис» в августе 2017 года направило в Единый расчётный центр письмо о новой стоимости жилищных услуг в 38 домах, которыми оно управляет. В сентябре обслуживающая компания направила аналогичные документы ещё по 63 домам.

— Между тем протоколы собраний собственников, которыми было бы согласовано увеличение размера платы, ни по одному из домов ООО «ЖК ТИС» в прокуратуру района не представлены, — сообщили в прокуратуре Тамбовской области. — При таких обстоятельствах увеличение размера платы является незаконным. По результатам проверки прокуратура возбудила в отношении генерального директора ООО «Жилищная компания Тамбовинвестсервис» два дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования).

Оба дела для рассмотрения направлены в мировой суд.

Жителей спросить «забыли»

В рамках общей плановой проверки прокуратура также запросила сведения из ТОГУП «Единый расчётный центр». Выяснилось, что в 2017 году повышение стоимости жилищных услуг произошло по целому ряду управляющих компаний. Все они решили поднять цены на уровень инфляции по итогам 2016 года, то есть на 5,2%. Вот только в большинстве своём жителей «забыли» спросить, согласны ли они на такое увеличение.

— Согласие жителей в данном случае не требуется, — уверены в одной из городских управляющих компаний. — Дело в том, что жители действительно ежегодно могут самостоятельно устанавливать плату за содержание и ремонт общего имущества, а также управление домом. Но если они не проводят собрание или вообще не поднимают этот вопрос, управляющая компания — и это прописано в договоре — может раз в году увеличивать плату на уровень инфляции. Все жители ознакомлены с договорами и подписали их, так что основание для роста стоимости жилищных услуг у обслуживающей организации есть.

Справка:

Плата на услуги ЖКХ в Тамбове с 1 июля 2018-го поднимется на 6,8%

Правда, с такими аргументами оказались не согласны ни прокуратура, ни региональный Госжилнадзор, ни защитники прав потребителей.

— Я уже не в первый раз поднимаю вопрос о самовольном повышении стоимости первой строчки городскими управляющими компаниями, — говорит член Общественного совета по вопросам ЖКХ при администрации области Мира ДОБРЫНИНА. — Этим вопросом занимается рабочая группа при Совете, но люди продолжают жаловаться, что обслуживающие организации поднимают плату без учёта их мнения. И лишь информируют жителей, когда решение уже принято. Это незаконно. В данном случае нарушаются и положения Жилищного кодекса, и права потребителей.

Как пояснила Мира Константиновна, управляющая компания по закону не может в одностороннем порядке увеличить стоимость своих услуг. Жителям могут это предложить, причём с разъяснениями, на что пойдут деньги. А люди уже вправе принимать это предложение или отказаться от него. Изменение платы жители должны обсудить на собрании собственников жилых помещений. А уже исходя из их решения будет оформляться протокол.

— Наличие в договоре с жителями пункта, который «развязывает» руки обслуживающим организациям, противоречит федеральному законодательству, — считает Мира Добрынина. — И даже если люди по незнанию подписали документ, содержащий такое условие, оно является незаконным.

С управляющей компании нужно требовать отчёт

По мнению правозащитников, нежелание УК соблюдать закон и принимать решение о росте платы вместе с жителями объясняется предельно просто — людям придётся объяснять, за что с них ежемесячно собирают приличные суммы. А это далеко не каждая обслуживающая организация может объяснить. Вместе с тем опыт некоторых тамбовских домов показывает, что, если расход средств, поступающих по первой строке, контролируют сами жители, денег хватает и на ремонт, и на достойное содержание домов.

– В доме № 24/2 по улице Набережной жители наладили самые тесные взаимоотношения с обслуживающей организацией. И каждые три месяца они требуют отчёт о том, куда направлены средства первой строчки, — рассказывает Мира Константиновна. — Выяснилось, что УК расходует даже не все средства, собранные с жильцов. Накапливается некий резерв, который по решению жильцов тратится на те или иные дополнительные работы. Но, к сожалению, таких активных жителей в Тамбове единицы.

Справка:

Бывший замглавы региона Игорь Кулаков стал заместителем директора департамента ЖКХ Минстроя России. Он будет заниматься вопросами водоснабжения,  теплоснабжения и энерго-сбережения.

Этим и пользуются недобросовестные УК. Чаще всего, когда у жителей завершается срок действия договора на очередной год, обслуживающая организация «по умолчанию» направляет людям новый, уже с более высокими расценками. Протоколов решения собраний жителей, которыми утверждалась бы более высокая плата за услуги УК, большинство обслуживающих организаций в прокуратуру предоставить не смогли.

— По итогам проверки руководители ряда управляющих компаний привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ «Нарушение порядка ценообразования», — рассказали в прокуратуре Октябрьского района. — Кроме того, в настоящее время прокуратурой района ведётся работа, чтобы обязать управляющие организации выполнить перерасчёт и вернуть жителям незаконно начисленные суммы по «первой строке».

Известно, что в добровольном порядке требования прокуроров сделать жителям перерасчёт пока выполнила одна-единственная обслуживающая организация города.

Госжилнадзор судится

Вопрос платы по первой строчке находится на контроле и в управлении государственного жилищного надзора Тамбовской области.

— В июле 2017 года всем управляющим компаниям города направляли информационные письма. В них руководителей обслуживающих организаций предупреждали:  по закону недопустимо индексировать рост платы в одностороннем порядке, — говорит начальник регионального управления государственного жилищного надзора Сергей ЗАХАРЦЕВ. —В частности касались они ООО «ЖК Тамбовинвестсервис» и ООО «ЖилТехСервис». Управление вынесло этим организацям предписания об устранении нарушений жилищного законодательства. В адрес ООО «ЖК Тамбовинвестсервис» вносили три предписания, а ООО «ЖилТехСервис» - одно.  Предписания обслуживающие организации оспорили в Арбитражном суде Тамбовской области. На сегодняшний день, по итогам рассмотрения заявлений управляющих организаций, суд отказался удовлетворить заявление ООО «ЖилТехСервис» и признал предписание законным. Также было отказано в удовлетворении одного заявления и ООО «ЖК Тамбовинвестсервис».

Ещё по двум заявлениям ООО «ЖК Тамбовинвестсервис» рассмотрение назначено на 14 мая 2018 года.

Таким образом управляющие компании, действия которых Госжилнадзор признал незаконными, должны будут снизить стоимость  услуг по «первой строчке» квитанций. А за период, что с жителей незаконно взимали её повышенный размер, людям обязаны сделать перерасчёт.