Тамбовчанка год живёт в лесу без света, воды и тепла

Дом Анны Кравченко у реки Студёнка «забыли» принять на баланс. Из-за этого женщина существует в первобытных условиях.

09.02.2019 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Анна Кравченко живёт в нескольких километрах от Тамбова. Ближайший островок цивилизации — Тамбовский областной туберкулезный диспансер. По прописке (а у женщины в паспорте есть официальная регистрация) 49-летняя Анна является жительницей посёлка Георгиевский Новолядинского поссовета Тамбовского района. Но на самом деле одиноко стоящий двухквартирный дом 1902 года постройки расположен в лесу, далеко от населённого пункта. Одна из квартир в нём сейчас пустует, а вторую занимает Анна Кравченко с сыном. Женщина признаётся: к отсутствию даже самых необходимых благ цивилизации — водопровода, канализации, газоснабжения — она давно привыкла. В доме было лишь электричество, но и его Анна лишилась...

Смотрителем Студёнки Анна проработала больше 20 лет
Фото Татьяны ЧЕРНЫШЁВОЙ.

Стали смотрителями «Водоканала»

Анна Кравченко приехала в Тамбовскую область ещё в 1993 году из Казахстана. Там супруг женщины Михаил работал зверотехником на местной ферме. В 90-е семья, в которой тогда уже был маленький ребёнок, вернулась на родину мужа Анны — в Умётский район. С работой в селе было плохо. Выручили родственники, которые работали смотрителями в тамбовском «Водоканале». Они планировали увольняться и предложили своё место молодой семье.

— Нас с мужем приняли на должности смотрителей «Водоканала» и предоставили ведомственное жильё — дом, расположенный рядом с городскими водозаборными сооружениями, — вспоминает Анна.

Как следует из документов, которые показала нам женщина, такое решение приняли на заседании администрации и профкома муниципального предприятия «Водоканал» 24 мая 1995 года.

«Слушали информацию директора Бирюкова Н. Н. О том, что предлагается для распределения освободившаяся служебная квартира по адресу Новолядинский поссовет, река Студенка, — говорится в протоколе собрания. — В ходе совместного обсуждения администрация и профком постановили выделить эту квартиру сторожу-смотрителю».

С тех пор Михаил и Анна приступили к выполнению своих служебных обязанностей: следили за порядком в санитарной зоне водозабора. В случае необходимости убирали из водоёма мусор и листву, окашивали территорию, следили за пожарной обстановкой. В 2011 году из-за проблем с сердцем супруг Анны скончался. 

Дом ничей?

Спустя несколько лет после смерти мужа Анна предприняла попытку приватизировать квартиру, в которой жила. Стала собирать документы, и тут выяснилось, что оформить жильё в собственность ей нельзя. И даже не потому, что оно предоставлялось как ведомственное. А из-за того, что фактически дом ничей. Анна обратилась во множество инстанций, чтобы установить принадлежность жилья, в котором она прожила больше 20 лет. Первым делом запросила информацию в АО «Тамбовские коммунальные системы». Эта организация стала правопреемником городского «Водоканала», заселявшего её в квартиру на Студёнке. Но оттуда  за подписью Петра Черноиванова (руководителя «ТКС» в 2013 году) ей пришёл официальный ответ. Из документа следовало, что домик смотрителя в списке арендованного имущества общества не значится. Выяснилось также, что дом  — не федеральное имущество, хотя мог бы им быть, так как располагается на территории лесного фонда. Также строение не является муниципальной собственностью ни Тамбовского района, ни города Тамбова. Таким образом, «расследование» Анны зашло в тупик. Друзья покойного мужа советовали ей обратиться в суд и добиться решения жилищного вопроса. Но в «ТКС», которое после реорганизации «Водоканала» стало официальным работодателем Анны, женщину заверили, что выгонять её из дома никто не собирается.

— Мне тогда объяснили, что «ТКС» не взяло дом на баланс, когда происходил процесс передачи имущества, — рассказывает Анна. — Но раз я могла продолжать там жить, с судами решила не связываться и продолжала работать.

Дом в лесу имеет конкретный адрес
Фото Татьяны ЧЕРНЫШЁВОЙ.

«Мне грозили выселением с приставами»

Спокойная жизнь женщины закончилась, когда городской водозабор на реке Студёнке перестали использовать. Произошло это в 2016 году. Как пояснили в АО «ТКС», тогда водоснабжающим организациям запретили брать воду из открытых источников. Чистейшие воды Студёнки попали под это ограничение. Поэтому они, а также женщина-смотритель оказались больше не нужны организации. Гидротехническое сооружение коммунальщики передали в собственность Тамбова, Анна попала под сокращение, а дом, у которого не было владельца, так и остался ничьим. В это же время у «ТКС» всё ещё действовал договор аренды на участок леса, прилегающий к водопропускному сооружению.

— Согласно нашей информации, участок, который находился в долгосрочной аренде у АО «ТКС, в июле 2017 года общество переуступило новому арендатору — ООО «Октябрь», — рассказал начальник управления лесами Тамбовской области Сергей ИСТОМИН.

Также, как пояснили в администрации Тамбова, ООО «Октябрь» получило права и на гидротехническое сооружение, которое находится в собственности областного центра. Но жилого дома среди переданного в пользование фирме имущества нет.  Частная организация, по данным местных властей, намеревалась наладить здесь производство бутилированной питьевой воды. Получив права на землю и водопропускное сооружение, новый арендатор решил Анну Кравченко выселить из занимаемого помещения.

— У меня спросили, готова ли я переселиться, если мне предоставят жильё со всеми удобствами, — вспоминает Анна. — Я тогда согласилась, потому что боялась предстоящей зимы. Не знала, как буду чистить снег: до дороги метров 800, и я их просто не осилила бы.

В ООО «Октябрь» рассказывают: ещё в 2017 году, получив потенциальное согласие хозяйки, ей начали искать жильё. Предложили несколько вариантов. По словам Анны, ни один из них ей особо не понравился. Но в итоге она приняла решение и согласилась переехать в трёхквартирный дом в селе Пушкари площадью в два раза меньше, чем её нынешнее жильё. К нему также прилагается участок в 7 соток. В квартире есть все удобства. Но большим минусом её женщина считает отсутствие надворных построек. Никакой доплаты за такой обмен ООО «Октябрь» ей не предложил, а значит, довести домовладение до ума средств попросту не будет.

— Я просила: «Может быть, ещё что-нибудь поищем?» — вспоминает Анна. — Но представитель арендатора, с которым я общалась, торопил с принятием решения. А потом и вовсе стал грозить мне выселением с приставами. Мол, вы живёте на нашей земле, вы здесь никто, и мы в любой момент по закону можем вас выгнать. И вот в апреле прошлого года я скрепя сердце согласилась на квартиру в Пушкарях. Мне пообещали скорый переезд.

Со своей проблемой женщина обошла множество инстанций
Фото Татьяны ЧЕРНЫШЁВОЙ.

Год без света

Кстати, чуть ранее — в феврале 2018 года — у Анны появился ещё один, очень веский повод для переезда — в домике смотрителя отключили электроэнергию. Когда у «ТКС» прекратился срок аренды, организация ещё несколько месяцев оплачивала электричество в бывшем ведомственном жилье. ООО «Октябрь» новый договор на энергоснабжение не заключало. Так как вся документация не согласована, срочности в этом не было. Оформить отношения с энергоснабжающей организацией самостоятельно Анна не могла — никаких правоустанавливающих документов на дом у неё нет.  Из-за этого вот уже год женщина живёт в лесу без электричества.

— Мне даже прозвище дали люди, которые приезжают на родник за водой, — рассказывает Анна. — Меня называют Агафьей Лыковой! Живём мы, наверное, в похожих условиях...

Спасает Анну генератор. Горючим для него «лесных жителей» снабжают друзья покойного мужа. Пришлось хозяйке «распрощаться» и с электрической плитой — теперь она покупает газ в баллонах и на нём готовит себе еду. Все эти неудобства, считала женщина, всего лишь временные, ведь ей обещали новое жильё. Анна даже вещи собрала и сейчас в буквальном смысле сидит на чемоданах. Но до сих пор ни о каком переезде речи не идёт.

— Все договорённости с Анной Кравченко в силе, — уверяет представитель ООО «Октябрь» Сергей АБАШИН. — За квартиру в Пушкарях даже залог отдали, это около 20 тысяч рублей. А сделка не оформляется из-за того, что хозяйка жилья проживает в другом регионе. Но до наступления тепла, а может, и раньше женщина переедет. Квартира будет оформлена на Кравченко.

Кстати, как пояснили в управлении лесами Тамбовской области, у ООО «Октябрь» возникли сложности с согласованием проекта лесопользования. По этому поводу проходит судебное разбирательство. Очевидно, у организации нет уверенности, что все намеченные бизнес-планы удастся реализовать. Если что-то пойдёт не так,  приобретение дома для Анны  Кравченко может стать бессмысленной тратой денег. Более того, на сегодня у ООО «Октябрь» уже вышел срок аренды, и будут ли его продлевать, пока неясно.

Печь в доме приходится топить постоянно
Фото Татьяны ЧЕРНЫШЁВОЙ.

Взяли на контроль и пообещали электричество

Сейчас Анна не может даже на работу устроиться. Без электричества дровяную печь ей приходится топить круглосуточно, иначе дом остынет. Женщина уже отказалась от идеи переезда в жильё, которое ей не нравится, и хочет остаться в доме, где жила все эти годы.  Главное, чтобы разрешился вопрос с электричеством.

После того как о невыносимых условиях, в которых приходится жить Анне Кравченко, стало известно в администрации Тамбовского района, ситуация немного прояснилась. Здесь подняли документацию, касающуюся спорного строения, и, кажется, выяснили, почему у домика смотрителя нет законного владельца. Скорее всего, ошибка произошла при передаче имущества либо во время реорганизации «Водоканала», либо при передаче имущества «ТКС» в муниципалитет. До этого дом «числился», здесь прописывали сотрудников водоснабжающей организации и записи об этом заносили в домовую книгу предприятия. Существует строение, обозначенное как жилой дом, и на плане участка — этот документ есть в региональном управлении лесами. То есть по аналогии с гидротехническим сооружением дом, где сейчас живёт Анна, — городское имущество, которое должно находиться в реестре муниципальной собственности. В комитете имущества администрации Тамбова пообещали разобраться в ситуации. При таких условиях, а также учитывая наличие у Анны Кравченко постоянной прописки, ни о каком принудительном выселении её из дома,  считают в администрации района, даже речи идти не может.

— 30 января состоялось протокольное совещание по этому вопросу с участием руководителей управления лесами Тамбовской области, комитета имущества города Тамбова, — рассказали в администрации Тамбовского района. — Проблема находится на личном контроле главы района Алексея БОРОДИНА. Представители ООО «Октябрь» на это совещание не явились.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»

Водопровод в Тамбове появился 135 лет назад

Первый тамбовский водопровод заработал в областном центре 20 ноября 1883 года.

Дело в том, что к концу XIX века проблема водоснабжения губернского центра встала очень остро. Колодцев в городе не хватало, тамбовчане зачастую вынуждены были пользоваться не всегда чистой водой из Цны и Студенца. Тогда городские власти озаботились созданием водопровода.

 Этой работой активно занялся мытищинский инженер Николай Зимин. В качестве источников воды рассматривались речки Гремячка и Студёнка. Согласно исследованиям, проведенным в Московском университете, вода в этих речках оказалась «замечательно мягкой».

Контракт на строительство водопровода был заключён в 1882 году с московской инженерной фирмой гражданина Североамериканских Соединённых Штатов Александра Бари. Кстати, именно в этой фирме работал Владимир Шухов, построивший знаменитую башню на Шаболовке в Москве. Шухов участвовал и в строительстве водопровода в Тамбове.

Водопровод из Студёнки в Тамбов был построен к 15 ноября (27 ноября по новому стилю) 1883 года. А уже 20 ноября тамбовчане получили чистейшую воду из лесной реки. Кстати, произведённый в 1900 году анализ воды из тамбовского водопровода показал, что она на третьем месте по качеству в России после киевской и петербургской.

Со временем потребности Тамбова в воде росли, и в 1909 году студент Василий Уваров разработал оригинальный проект железобетонного самотечного водопровода от Студёнки до Тамбова, использовав для этого рельеф местности. Проект второй очереди тамбовского водопровода был поддержан водопроводной комиссией городской Думы, которую возглавлял Михаил Асеев. И вскоре был реализован городским главой Иваном Потаповым.