«Кладбищенская Пасха» — это атрибут советской религии»
Протоиерей Димитрий Струев рассказал «МОЁ!», как православная церковь отмечает Пасху, зачем освящают куличи и почему в этот день не ходят на кладбище
В преддверии праздника мы встретились с настоятелем липецкого храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» протоиереем Димитрием СТРУЕВЫМ, с которым поговорили о том, что означает Пасха для каждого из нас, а также о традициях, которые сопровождают праздник.
— Отец Димитрий, расскажите, что мы празднуем на Пасху? Какой смысл несёт этот день для верующего христианина?
— Пасха — встреча верующего человека с воскресшим Спасителем. Бог стал человеком ради того, чтобы быть распятым, понеся на Себе последствия человеческой греховности, и воскреснуть, вернув человеку его человеческое естество преображённым.
— Как православная церковь отмечает этот праздник, как проходит день Пасхи у верующего человека?
— Верующий человек в любой праздник старается быть на богослужении и участвовать в таинстве причастия. Разумеется, это актуально и для Пасхи.
Обычно пасхальная служба начинается в полночь. В тех храмах, где есть возможность совершения двух служб, вторая литургия служится ещё и утром — для семей с маленькими детьми и тех, кому по состоянию здоровья трудно быть на ночной службе. Ну и, разумеется, праздничная трапеза. Других указаний о празднике, кроме чина богослужения и упоминания о прекращении поста, церковный устав не содержит.
Мнение в народе, что главное в праздник — это не работать, совершенно бессмысленно для тех, кто не ходит в храм и не причащается. То есть для верующего человека ненормально мыть дома полы, пропуская в это время богослужение. Но если человек в богослужении не участвует, то совершенно без разницы, с тяпкой он в огороде в это время или с газетой на диване.
Ещё, пожалуй, стоит упомянуть, что празднование Пасхи — это не один день: первая неделя, начиная с воскресенья, называется Светлой седмицей. В эти дни богослужение повторяет пасхальную литургию. Начиная с восьмого дня празднование Пасхи чуть «стушёвывается», богослужение приближается к обычному, но с вкраплением пасхальных песнопений — и так до 39-го дня. Завершение празднования Пасхи происходит за день до праздника Вознесения Господня.
— На Пасху принято красить яйца и готовить или покупать куличи. Но что означает эта традиция, почему именно яйца и куличи?
— На Пасху совершают особенное благословение пищи: священник читает молитвы над пасхальной снедью либо накануне праздника, в субботу, либо сразу после пасхальной службы: в молитвах упоминаются яйца, молочная, мясная пища; но можно принести и другие продукты — традиционно кропятся святой водой и куличи, хотя в тексте молитв хлеб не упоминается. Только мясные продукты в храм вносить нельзя. Но, как правило, окропление снеди происходит в церковном дворе.
— А почему именно кулич, в чём его смысл?
— Да просто праздничное угощение. После поста, когда вкушался только простой хлеб, без сдобы, впервые выпекается сладкое мучное изделие с молоком и яйцами в составе. Кулич — просто традиционная форма, которая принципиального духовного смысла не имеет.
Традиция красить яйца и печь куличи очень милая, но если для человека Пасха яйцами и куличами ограничивается, если он не стремится к единству со Христом, то всё это имеет очень мало смысла.
— Хотелось бы поговорить ещё об одном действии, которое у многих ассоциируется с Пасхой. Люди в пасхальный день ходят на кладбища. Это православная традиция?
— Церковный устав содержит запрет на заупокойные молитвы начиная с Великой среды (на Страстной) и до девятого дня Пасхи включительно. Смысл этого запрета в том, что наши воспоминания об умерших (неизбежно наделённые печалью) не должны заслонять от нас события Страстной седмицы и радость встречи с воскресшим Христом. Однако в церковно-народной практике сложилась традиция приходить с пасхальными песнопениями на кладбище во вторник после Светлой седмицы — на Радоницу.
В советское время народ от христиантства отвык: абсолютное большинство храмов было закрыто, да и в немногие открытые боялись ходить. Однако у многих из детства оставались нечёткие воспоминания о важном религиозном торжестве и в глубине души оставалась потребность этот день как-то выделить.
Про Радоницу как про десятый день Пасхи забыли, но отголоски памяти о посещении кладбищ с пасхальными песнопениями остались. И вот эти отголоски наложились на потребность советского человека сделать некое религиозное действие в сам день Пасхи, и люди стали ходить на Пасху на кладбище, произошло как бы смещение Радоницы на саму Пасху, по сути, вытеснение кладбищем Пасхи как таковой.
Человек православный в этот день будет либо ночью в храме, а утром отдыхает после ночной службы, либо утром на службе, но никак не на кладбище. «Кладбищенская Пасха» — это атрибут советской религии, которая имеет весьма опосредованное отношение к православию.
— И напоследок, отец Димитрий, что праздник Пасхи может означать для людей неверующих?
— Я отвечу одной историей. В Алма-Ате в начале 60-х митрополита Иосифа Чернова вызвал уполномоченный Совета по делам религии и потребовал, чтобы тот пообещал объявить прихожанам на проповеди, что Гагарин летал в космос, а Бога не видел. Митрополит Иосиф был мудрым человеком с тонким чувством юмора и сказал на проповеди: «Дорогие братья и сестры, мы все знаем, что наш дорогой Юрий Алексеевич Гагарин летал в космос, а Бога там не видел. Зато Бог его видел и благословил его». Вот человек неверующий может так же не видеть Бога ни в космосе, ни где-либо в своей жизни. Но это не значит, что Бог его не видит.
Читать все комментарии