«Ребёнок никогда не справится с травлей одноклассников сам!»

Что делать, если школа бездействует, почему дети становятся жертвами насилия, как говорить с ребёнком, который молчит и терпит издевательства?

22.12.2023 09:01
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

«Стрельба в гимназии в Брянске», «Девочка принесла в школу оружие, расстреляла одноклассников и умерла» — эти и другие ужасающие заголовки декабрьских новостей шокировали россиян. Одна из основных версий случившегося — это буллинг, травля в школе, которая привела подростка к страшному решению. Как и о семейном насилии (абьюзе), о буллинге часто предпочитают не говорить. Это тема неудобная, уродливая, болезненная. Но, как пульсирующий болью гнойник, её надо вскрывать. Насилие часто заканчивается ровно тогда, когда о нём узнают все.

Разобраться в теме буллинга мы попросили психолога Юлию Серину.

Как понять, что ребёнок подвергается травле?

Юлия Серина

— Буллинг — это проявление физического, эмоционального насилия, которое направлено на человека. Иногда сложно понять, что ребёнок подвергается травле в школе. Наша психика так устроена, что при хронической стрессовой ситуации происходит расщепление личности на внешне нормальную часть и травмированную. Внешне нормальная продолжает жить обычной жизнью, не выдавая поведением, что внутри человек страдает. Этот вариант характерен в случаях, если ребёнок в семье подвергается насилию (пренебрежение, отвержение, оскорбления). Такой ребёнок очень рано научился никому не показывать, что ему плохо. Он не рассчитывает на то, что его кто-то поймёт и защитит. В других случаях поведение ребёнка может резко измениться. Активность, хорошее самочувствие сменяются подавленностью, апатией, отстраненностью, или, наоборот, спокойный, уравновешенный ребёнок внезапно становится агрессивным, несдержанным, он не может объяснить, почему не хочет идти в школу, избегает друзей.

Почему ребёнок не рассказывает о травле?

— У буллинга нет специального возраста, в котором он начинается. Это может происходить и в начальной школе, и в старших классах. Весь вопрос в размере причиняемого вреда. В начальной школе это толчки в коридоре, обзывание, дразнилки. Чем старше дети, тем серьёзнее ущерб. Ребёнок может не рассказывать о буллинге, потому что зачастую считает себя виновником того, что происходит, или не может опознать происходящее как что-то ненормальное, оправдывая это тем, что «они шутят», «ничего страшного». Ребёнок умеет защищать себя и бывает уверенным тогда, когда в семье чувствует себя безопасно, когда умеет не соглашаться с родителем, когда отстаивает себя и знает, что к нему относятся с уважением.

Кто становится жертвой?

— Подвергнуться буллингу может любой ребёнок, но есть несколько групп риска. Например, дети, которые растут в семье, где насилие нормализовано — в этом случае оно не распознается ребёнком ни в семье, ни во внешней среде. В группу риска входят дети, которые отличаются от сверстников. Вариантов множество: физиологические особенности (высокий/низкий рост, щербинка между зубами, хромота, ношение очков и т. д.), личностные особенности (стесняется, не участвует в общих играх, слушает учителя и т. д.), эмоциональные особенности (плачет из-за оценок, боится отвечать у доски и т. д.). Жертвой может стать и вполне благополучный ребёнок, просто попал в неудачное место, в неудачное время. Предсказать, что может вызвать агрессию, невозможно.

Что делать родителям?

— Ребёнок, который подвергается буллингу, не в силах сам изменить ситуацию. У него нет столько сил и ресурсов, ему нужна помощь взрослых. Если ребёнок молчит, а родитель подозревает, что происходит буллинг, то можно поговорить с учителем в школе или с друзьями ребёнка. Если информация о буллинге подтвердилась, то первая задача — защитить ребёнка, оградить его от насилия, не допускать, чтобы ребёнок находился в среде, где он чувствует себе небезопасно. Обсудите с ребёнком возможность обращения к психологу, затем привлекайте администрацию школы, родителей детей, которые участвовали в буллинге, они должны быть задействованы в разрешении ситуации. Родителям следует объяснить ребёнку, что буллинг — это критические замечания, насмешки, бойкот, физическое воздействие, распространение негативной информации в соцсетях и т. п. Важно научить ребёнка доверять своим чувствам, обращаться за помощью, когда с ним плохо обращаются, распознавать разницу между шуткой и насилием. Ребёнок должен знать, что родитель будет на его стороне, если он обратится к нему за помощью.

Психолог рассказал, почему матери бывают жестоки к своим детям
В ТЕМУ

Кто становится агрессором?

— Агрессорами становятся дети, которые растут в семье, где с ними жестоко обращаются. Жестокое обращение подразумевает не только физическую жестокость: оскорбления, пренебрежение, игнорирование плохого обращения с ребёнком других членов семьи — это тоже проявления жестокости. В таких семьях отсутствует сострадание к беззащитности или беспомощности другого. Видя беззащитность другого, такой ребёнок будет делать то же самое, что когда-то делали с ним. Для изменения ситуации необходима работа и с ребёнком, и с его семьёй.

Есть ли последствия у буллинга?

— Последствия буллинга серьёзны для психического здоровья, более того, эти последствия пролонгированы. Имея в анамнезе такой опыт, мы будем и во взрослом возрасте ощущать его урон: проявляться он может как высокой тревожностью, так и клинической депрессией.

Что делать, если школа бездействует?

— Дети, с которыми связаны конфликтные ситуации, всегда находятся на особом внимании у администрации школы, социального педагога и педагога-психолога, которые при наличии согласия законных представителей детей проводят работу как с самим ребёнком, так и с его родителями. Поскольку эта работа предполагает работу с персональными данными, она не афишируется, поэтому со стороны кажется, что ситуация пущена на самотёк. Это не так. В таких ситуациях нельзя допускать перерастания конфликта между детьми в конфликт между родителями. Если родители одноклассников конфликтного ребёнка переживают из-за ситуации, они всегда могут обратиться за помощью к классному руководителю. Если эффекта нет — к директору образовательного учреждения, который может привлечь медиатора. Если же и на этом уровне конфликтная ситуация не исчерпана, то родитель вправе обратиться в районные отделы образования, а также в управление образования и молодёжной политики.

Памятка

Как распознать буллинг и начать действовать

Для ребёнка

  1. Критические замечания, насмешки, прозвища, бойкот, толчки, пинки, подзатыльники, распространение негативной информации о тебе в интернете — это ненормально, никто не имеет права так с тобой обращаться.
  2. Это не пройдёт само по себе. Если никто не вмешивается в то, что происходит, буллинг усилится.
  3. Если это происходит, необходимо обратиться за помощью к взрослым — родителям, школьному психологу, тренеру, любому взрослому, к которому есть доверие.
  4. Если такого взрослого нет, то можно обратиться на сайт «Травли.нет», там есть раздел помощи детям, попавшим в такую ситуацию, и даны рекомендации, как действовать.

Для родителей

  1. Забрать ребёнка из небезопасного пространства. На какое время забрать, будет ясно из дальнейшего развития событий.
  2. Обратиться к классному руководителю (воспитателю, тренеру и т. д.) с просьбой разобраться с ситуацией.
  3. Если это обращение ни к чему не приводит, обращаться к администрации учебного заведения, в районный отдел образования, полицию.
  4. Если эмоциональное состояние ребёнка вызывает беспокойство, обратиться к психологу, психиатру.
  5. Вам пригодится опыт других родителей, попавших в подобную ситуацию. Почитать об этом можно на сайте «Травли.нет».

ВАЖНО!

«Ребёнок никогда не справится с буллингом без помощи взрослых!»

Мало кто знает, что в Воронеже с октября 2021 года существует мобильная антикризисная бригада (МАБ) — её по праву можно назвать скорой помощью в вопросах урегулирования конфликтов на почве буллинга. Специалисты бригады оказывают не только срочную, но и длительную трёхмесячную психолого-педагогическую помощь в кризисных ситуациях детям и подросткам, а также педагогам по профилактике кризисных состояний и суицидального поведения обучающихся. За все время работы консультации получили более 3 000 семей. Руководитель мобильной антикризисной бригады Любовь Витальевна Шахова рассказала о деятельности бригады и способах помощи детям.

С какими проблемами можно обратиться в МАБ?

Любовь Шахова

— Родителям следует обратиться к психологу, если они увидели следующие признаки психологического неблагополучия у ребёнка: суицидальные мысли, суицидальные попытки, суицидальное поведение, самоповреждающее поведение, депрессивные эпизоды (апатия, безразличие, подавленное настроение, уныние, повышенное чувство тревоги, одиночество, резкая смена настроения); агрессивное поведение (психологический, физический буллинг, кибербуллинг). Если ваш отличник или хорошист стал получать двойки, не хочет идти в школу, нужно срочно принять меры. Самостоятельно эта ситуация не исчезнет, а пограничные состояния психики могут легко перейти в психиатрию. МАБ разрабатывает комплексную систему помощи в кризисной ситуации. Все это делается бесплатно.

Почему не справляется школа?

— Педагогические методики, которыми пользуются учителя старой закалки, сейчас не работают. Это раньше можно было сказать: «Мальчики, не ссорьтесь» — и конфликт разрешился бы. Сейчас дети стали жёстче, требовательнее, свободнее. Да и мы разучились их воспитывать. Дети не обладают достаточной саморегуляцией, чтобы не проваливаться в неврозы и обиды, сталкиваясь с конфликтами. Современные родители хотят, чтобы их ребёнок был успешен. А есть ли у него ресурс, справляется ли он с психоэмоциональной нагрузкой, хочет ли быть лидером, каким видят его родители? Далеко не всегда. Со временем ребёнок становится более слабым, уязвимым, ранимым, депрессивным и таким образом мишенью для агрессора, который самоутверждается, обижая слабых. Школа не всегда может разрешить острые конфликты и предпочитает говорить, что проблемы просто не существует. Сейчас старшеклассник может сказать в лицо учителю, что он не дойдёт до дома вечером, если не перестанет влезать в его конфликт, — такие случаи у нас были. Буллинг может быть прекращён только посредством комплексной и общей работы вовлечённых в конфликт семей, администрации школы, комиссии по делам несовершеннолетних, управления образования и других. Во многих школах уже приняты или будут приняты в скором времени антибуллинговые комплексные подходы, в которых прописан свод правил для агрессоров и жертв.

Семья — основа психического здоровья ребёнка

— Родители должны понять главное: если вы бьёте и унижаете ребёнка дома, не удивляйтесь, что он стал жертвой буллинга, — ребёнок просто не понимает, как за себя постоять, потому что не научился давать отпор сильным членам своей семьи. Всё, что есть у ребёнка, — это ваша любовь, поддержка, забота и принятие. Детям сложно противостоять не только физическому и психологическому, но и кибербуллингу, который сейчас распространён. Им грешат и мальчики, и девочки, которые здорово научились унижать слабых в классных чатах и соцсетях. Буллинг начинается с начальной школы, когда у детей пока нет друзей и они ориентируются на позицию учителя. Если он скажет, что какой-то ребёнок «странный» или «чудной», для всего класса эта фраза может стать зелёным светом для того, чтобы этот ребёнок стал жертвой. В начальной школе он будет «странным», а в средней — уже «идиотом», «дураком». Родителям нужно постоянно держать руку на пульсе, говорить с ребёнком, интересоваться его моральным состоянием. Если вы видите, что после уроков ребёнок запирается в комнате и сидит там один, расспросите, в чем причина такого поведения. Детей и подростков всегда невыносимо жаль: они не просто прыгают с крыш или глотают таблетки — они умоляют обратить на них внимание.

Как обратиться?

Адрес: г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 201, каб. 18.

Записаться на консультацию можно по телефону 262-84-94, а также по электронной почте: [email protected]

Консультации проводятся с понедельника по четверг с 14:00 до 18:00.

Для выезда МАБ в образовательную организацию необходимо заполнить форму обращения по ссылке https://cro.edu-vrn.ru/archives/21429 и направить документ на электронную почту: [email protected].

Заявление могут подать все желающие: родители или законные представители ребёнка, дети и подростки. После поступления заявления родитель приезжает на консультацию самостоятельно, а потом повторно с ребёнком для прохождения психологического тестирования. По результатам теста специалист может сказать, действительно ли есть проблема. Если факт буллинга подтверждается, бригада выезжает в учебное заведение для проведения комплексной работы со всеми участниками конфликта и классом в целом.

ТАКАЯ ИСТОРИЯ

«Всё начиналось со слов учителя»

Историю буллинга в своей жизни рассказывает читательница «МОЁ!» Светлана*:

— В детстве я сталкивалась с буллингом во время своей учёбы, когда защищала мальчика от травли, в классе он был жертвой, над которой все издевались. Он приносил в школу нож, выпрыгивал из окна школы, но все истории успешно заминали и закрывали глаза на происходящее, считая, что мальчик сам во всём виноват. Моя школа тогда только-только получила статус гимназии, и руководству не нужны были неприятности. Вырос одноклассник человеком без семьи и отношений, близко к себе никого не подпускает, злоупотребляет алкоголем.

Потом я столкнулась с буллингом в начальной школе у дочери, когда она пыталась защитить подругу Катю. Все начиналось со слов учителя: «Смотрите, как Катя пришла в школу», «Смотрите, как она коряво пишет». Однажды я лично услышала, как учитель кинула альбом для рисования той девочки на пол, влепила ей двойку в начале урока и сказала: «Кто будет с Катей общаться, будет таким же, как она!» Катя росла одна с папой, маму лишили родительских прав. Девочка сама одевалась и ходила в школу, в холод могла прийти в комбинезоне на голые ноги, без перчаток. В её случае хотели «наказать» папу через ребёнка. Я ходила к директору, папа Кати ходил к директору — бесполезно. Все шло с подачи учителей. Мало того, после того как дочь неоднократно пыталась защитить Катю, ей пообещали «неудобную жизнь» в случае, если она продолжит это делать. В итоге нам поменяли классное руководство, та девочка ушла в другую школу, а у моей дочери до сих пор есть несправедливые отголоски «неудобной жизни» от некоторых учителей.

*Имя изменено

ОТ АВТОРА

Я лично знаю семью, в которой мама всю начальную и среднюю школу боялась заступиться за собственного ребёнка, которого травили. Боялась, потому что «неудобно», «чего я буду в глаза учителю лезть», «пусть сами разберутся, они мальчики». Как итог: в старших классах сын закрылся в себе, стал агрессивным и нелюдимым. Стоит ли говорить, что отношения ни с одноклассниками, ни в принципе с другими подростками у него не сложились? Не так страшен буллинг, как равнодушие и наплевательское отношение к ребёнку со стороны родителей. Теперь та мама жалуется, что сын с головой погружён только в компьютерные игры, её не ставит ни во что и не хочет учиться. Пока нам стыдно вставать на сторону собственного ребёнка, глупо обвинять школу во всех смертных грехах. Психологи трубят во все колокола: все начинается с нашего отношения к детям. Если не мы, родители, их защитим, то кто?