«Могу оказаться на улице в любой момент»
Тамбовчанка Елена Дубова вместе с пожилой мамой после пожара остались без помощи властей и вынуждены снимать квартиру в доме, которому грозит скорый снос
Часть дома в селе Столовом — всё, что смогла купить семья Дубовых, чтобы обеспечить себя крышей над головой после переезда из р. п. Дмитриевка. В доме на двух хозяев Елена и её мать Татьяна Сидоровна владели двумя небольшими комнатами и кухней общей площадью 40 кв. метров. Постепенно жилище обустроили, провели туда газ, успели обложить одну из деревянных стен строения кирпичом, весной планировали продолжить благоустройство дома и разбить на приусадебном участке огород. Но всем этим планам сбыться оказалось не суждено. 4 января в доме Елены начался пожар. В момент возгорания, которое произошло около половины пятого утра, там находилась только её 62-летняя мама, благо, женщина очень чутко спала и смогла почувствовать запах дыма, который шёл, как ей показалось, из половины соседа.
— Мама перекрыла газ, схватила подушки и одеяло и выбежала на улицу, вспоминает Елена Дубова. — Она начала будить соседей, те спросонья ничего не понимали, но в конце-концов вызвали на место пожара МЧС.
В результате пожара выгорела половина не только Дубовых, но и их соседа 74-летнего Николая Ступникова. К счастью, в той части дома уже давно никто не живёт, так что обошлось без человеческих жертв. После пожара выяснением причин возгорания занялись дознаватели. В итоге специалисты сделали вывод, что пожар начался в части дома Ступникова и причиной его стала неисправная электропроводка. В результате уголовное дело по факту пожара было решено не возбуждать.
— Вот так, был дом — и не стало у нас дома, — говорит Елена Дубова. — И не виноват в этом никто, получается, раз все мы живы остались и без серьёзных увечий, и помощи ждать неоткуда.
Елена попыталась обратиться за помощью в местный сельсовет и в администрацию Тамбовского района. Женщина потеряла в пожаре крышу над головой, вещи, документы, спасти не удалось практически ничего, и сам дом восстановлению не подлежит. Местные власти предложили погорельцам вещи и небольшую сумму денег — 15 тысяч рублей на семью. А вот жильём обеспечить не могли, вместо этого предложили Елене самостоятельно попытаться восстановить дом, при этом обещали помочь лесом.
— После пожара мама попала в больницу, у неё случился нервный срыв, — говорит Елена. — Из больницы ей идти фактически было некуда и какое-то время её там жалели, но однажды кто-то из персонала заявил, что она, мол, за их счёт щеки тут наела, маме стало обидно, она собрала свои вещи и ушла.
Справедливости ради стоит сказать, что Татьяне Сидоровне предложили приют — комнату в Доме ветеранов, но от такого варианта женщина отказалась. Сейчас Елена вместе с мамой снимают неблагоустроенное жилье в Тамбове, в доме, который в любой момент могут снести. При зарплате продавца в 7 тысяч рублей 5200 рублей Елена отдает за квартиру, а на пенсию мамы женщины пытаются выжить. Из скудного семейного бюджета женщинам пришлось выкроить деньги на адвокатов.
— Нам посоветовали настаивать на постановке в очередь на жилье и ещё обжаловать решение об отказе в возбуждении уголовного дела и добиваться того, чтобы виновный был привлечён к ответственности, — вспоминает Елена. — А по поводу того, чтобы обратиться в суд и требовать возмещения ущерба, который я оцениваю в 800 тысяч, от хозяина второй половины дома, где и начался пожар, мне сказали, что это бессмысленно. На экспертизу придётся потратить 40 тысяч рублей, ещё 10 тысяч госпошлины заплатить перед судом. И даже если я выйграю, то что можно взять с 74-летнего пенсионера? Дома мне это не вернёт. А не сегодня завтра нам скажут выезжать из съёмной квартиры на Октябрьской, там в любой момент могут затеять стройку, и куда нам с матерью деваться?
— Муниципального жилья у нас нет, — объясняет глава Столовского сельсовета Инна КАПЛЕНКОВА. — А в общей очереди на его получение в нашем сельсовете на сегодняшний день стоит 40 человек. Дубова принесла все необходимые документы на прошлой неделе, сейчас они рассматриваются и мы попытаемся поставить семью на предоставление жилья в экстренном порядке, но когда они его получат, сказать сложно.
Владелец части дома, где начался пожар, Николай Ступников уверяет, что помочь Дубовым не может и возмещать ущерб ему просто нечем.
Погорельцам положена помощь от области
Как пояснили в управлении социальной защиты Тамбовской области, вопрос предоставления жилья погорельцам относится к компетенции местных властей, его они должны решать своими силами. Но область может оказать финансовую помощь, которая рассчитывается исходя из площади жилья, принадлежавшего погорельцам. К примеру, Дубовы при площади дома в 40 кв.м. могут рассчитывать на помощь в 40 тысяч рублей. Условием получения такой компенсации является доход членов семьи ниже прожиточного минимума, а также регистрация и проживание в пострадавшем доме. За консультацией по этому вопросу Елене Дубовой посоветовали обратиться в учреждение социальной защиты по месту жительства.
Читать все комментарии