«Тамбовгортранс» обанкротят?
С муниципального перевозчика требуют оплаты долга почти в 30 миллионов рублей
Единственный муниципальный перевозчик областного центра — «Тамбовгортранс» — стал участником банкротного дела. Сейчас его рассматривают в областном арбитражном суде. Иск в начале 2019 года подало ООО «Тамбовская областная сбытовая компания», обеспечивающее предприятие электроэнергией, необходимой в том числе для работы городских троллейбусов.
О том, что МУП «Тамбовгортранс» терпит большие убытки из-за использования троллейбусов, говорят вот уже несколько лет. По данным предприятия-перевозчика, себестоимость поездки на «рогатых» с учётом всех затрат как минимум вдвое превышает автобусные. В расчёт берётся не только электроэнергия, но и огромные потери в контактных сетях, которые были построены в середине прошлого века и изношены на 85%. Из-за этого пропадает почти половина поданного электричества. В серьёзной модернизации нуждаются и подстанции. Но таких денег, а это сотни миллионов рублей, в городском бюджете попросту нет.
Работа МУП «Тамбовгортранс» субсидируется из городской казны. В качестве поддержки предприятие получает порядка 30 млн рублей, но их не хватает. Как меру, которая помогла бы улучшить финансовое положение «Тамбовгортранса», в конце 2016 года рассматривали ликвидацию сразу нескольких троллейбусных маршрутов с заменой их на газовые автобусы. Горожане высказались против такого решения, но в итоге часть троллейбусных маршрутов, следующих в восточную часть города, ликвидировали. Несколько месяцев назад депутаты Гордумы приняли решение списать контактные сети по улице Елецкой и 40 лет Октября. Работы по их демонтажу уже провели.
Не сбылись и планы по внедрению в Тамбове электробуса, который мог бы заменить затратные троллейбусы. Машина белорусского производителя «Белкоммунмаш» появилась в областном центре в марте 2018-го. Её планировали на бесплатной основе тестировать в течение трёх месяцев. Чудо-технику пустили по маршруту № 32 — от железнодорожного вокзала до остановки «Пигмент». Для работы электробуса не требовалась контактная сеть, подзаряжалась машина от специальной станции, установленной на конечной остановке. 19-метровый электробус вместимостью более 150 пассажиров проработал в Тамбове всего несколько недель. Потом белорусская сторона попросила вернуть машину и передала её для тестирования в другой регион России. Тем не менее чиновники сообщали, что времени, которое она проработала в нашем городе, вполне достаточно, чтобы сделать выводы: нужен Тамбову электробус или нет. Среди минусов сразу же назвали большие габариты транспортного средства и его высокую стоимость — один электробус обошёлся бы бюджету примерно в 26 млн рублей. Тем более стоимость зарядного устройства для этой машины сопоставима с ценой газомоторного автобуса. В итоге от приобретения таких машин решили отказаться.
Справка
Автобусный и троллейбусный парки муниципального предприятия «Тамбовгортранс» насчитывают 80 единиц техники. Пассажиров перевозят по нескольким десяткам маршрутов.
Тем временем долги МУП «Тамбовгортранс» перед энергетиками растут как снежный ком. Сначала АО «ТОСК» пыталось решить этот вопрос с помощью гражданских исков, поданных в арбитраж. Так, в 2018 году рассматривали дело о задолженности городского перевозчика перед энергетиками в размере более 8 млн рублей. Суд встал на сторону энергетиков и обязал МУП выплатить эти средства. Но перевозчик заявил, что одномоментно выполнить решение суда не может, и попросил «разбить» выплату на более длительный срок.
— Заявитель обосновывает свои требования о рассрочке тем, что его тяжёлое финансовое положение не позволяет выплатить всю сумму долга единовременно. При этом ответчик указывает, что доходы от социально значимой деятельности по перевозке граждан не окупают расходов по оплате аренды имущества, ремонта транспортных средств, затрат на горюче-смазочные материалы, оплате труда работников, прочих необходимых расходов, — говорится в определении Арбитражного суда Тамбовской области. — Всё это может повлечь за собой полную остановку деятельности предприятия.
В итоге, учитывая бедственное положение «Тамбовгортранса», рассрочку, которую просило предприятие, предоставили. МУП должно было в течение года — с 1 мая 2018-го по 1 мая 2019-го — ежемесячно передавать энергетикам по 680 тысяч рублей. Но условия погашения долга не выполнялись, и уже в июне 2018 года АО «ТОСК» обратилось в суд с заявлением о прекращении этой самой рассрочки.
Просьбу энергетиков удовлетворили. А сейчас дело и вовсе дошло до банкротного разбирательства. По закону инициировать его, учитывая сумму и сроки задолженности, АО «ТОСК» имеет полное право. Сейчас в иске идёт речь о взыскании 27 млн 350 тысяч рублей. Это долг, который копился в течение нескольких последних лет. Если в этот раз договорённость между перевозчиком и энергетиками не будет достигнута, предприятию может грозить ликвидация. Но в мэрии уверены: до этого всё же не дойдёт.
— «Тамбовгортранс» — единственное предприятие в областном центре, на балансе которого кроме автобусов находятся ещё и троллейбусы и которое является ключевым перевозчиком. Сегодня оно переживает сложный период, связанный с экономическими сложностями, — объясняют в администрации Тамбова. — Судебное разбирательство в рамках дела о банкротстве в связи с просроченной задолженностью перед акционерным обществом «Тамбовская областная сбытовая компания» продолжается.
В мэрии отмечают, что речь в данном случае не идёт о прекращении работы предприятия и муниципального общественного транспорта в целом. Однако признают, что варианты по урегулированию долговых обязательств, предложенные «Тамбовгортрансом», АО «ТОСК» не устроили. Сейчас между организациями продолжаются переговоры и поиски путей выхода из сложной ситуации. При этом часть долга перед поставщиком электроэнергии уже погашена.
— Оплату по исковым обязательствам, наложенным АО «ТОСК», мы сейчас производим согласно установленному графику, — уверяет директор муниципального предприятия «Тамбовгортранс» Александр ШЕЛУДЯКОВ. — Пассажирские перевозки осуществляются в штатном режиме.
В ТЕМУ
В Тамбове загорелся пассажирский автобус
Вечером 4 марта в областном центре загорелся пассажирский автобус 55-го маршрута. Как рассказали в ГУ МЧС России по Тамбовской области, сообщение о пожаре поступило на пульт дежурного в 22.02. Ликвидировали возгорание два отделения пожарных частей, в 22.22 с огнём удалось справиться.
По информации муниципального предприятия «Пассажирские перевозки», автобус НефАЗ, работавший в этот день на 55-м маршруте, в 21.35 закончил работу на остановке «МЖК» и отправился на заправку. Затем, уже без пассажиров, он поехал в парк на улицу Урожайную. В районе Комсомольской кондуктор, почувствовав запах дыма в салоне, сказал об этом водителю. В результате осмотра было обнаружено возгорание в области двигателя. Потушить его собственными силами водитель не смог. Автобус сгорел полностью. Пострадавших нет.
— Предварительные причины пожара — смена погодных условий. Мороз и холод, по всей видимости, стали причиной наледи под двигателем. Она растаяла, и где-то произошло короткое замыкание. В результате загорелся двигатель, — говорит Валерий ГРОМОВ, директор МУП «Пассажирские перевозки». — Мы обязательно соберём всех руководителей фирм и обяжем их провести дополнительный инструктаж с водительским составом и механиками на выпуске.
Известно, что сгоревший автобус регулярно проходил техосмотр. Грубых нарушений в его эксплуатации со стороны водителя не нашли.
Читать все комментарии