say_yeee

РЕДАКТОР
-й в рейтинге
народных корреспондентов

|


Арт-кафе

05.11.2025 12:59

|

0 349 6

"Угрюм-река" Шишкова: "два дня пребывания в нирване". Перечитывая классику.

В теме про выброшенные книжки целый вихрь отрывочных суждений. - И про авторов, и про советскую классику. Мелькнуло название романа «Угрюм-река» Шишкова. (Кстати, есть в Воронеже улица его имени).
А вот что рассказала об этом романе, точнее, о том, с каким удовольствием она его перечитывает, блестящая Эвелина Азаева.

" Два дня пребываю в нирване. Читаю роман "Угрюм-река" В.Шишкова. Этого автора я давно полюбила, но руки не доходили до именно этого произведения. Потому, что в детстве видела фильм, по нему снятый. Оказалось, в юном возрасте мы, конечно, ничего не понимаем, и когда читаешь во взрослом состоянии - это совсем другое дело!

Роман - мощь, обязателен к прочтению. В очередной раз убеждаешься, что писатели не сочиняют, а пишут с натуры…

Истории семей - всегда сложная, глубокая, интереснейшая психология. Какие там страсти! Вот семья Громовых: дед разбойничал, убивал на дорогах, тем самым нажил капитал. Сын уже богатый купец, уважаемый человек. А внук - миллионщик, известный по всей России.
Чуете, как все совпадает с сегодняшним днем? Те, кто в 90-е наворовал, настрелял, сегодня своих внуков обучают в Лондоне и Париже.

Но семя-то одно - выродки. И внук, Прохор Громов, такая же алчная скотина, не жалеющая людей, как и дед. Тот их резал, а этот мучает рабочих, заставляя работать на износ за гроши, и наказывает их рублем за малейшие промахи... Он предал всех на своем пути - самых любящих, самых верных. И все ради якобы дела, исполнения мечты о великом сибирском производстве, а на самом деле - ради денег от этого бизнеса.
А был в юности романтиком... Мечтал вести дела честно, не как другие...

Хотя.... Хотя автор начинает роман с того, что юный, наивный и светлый Прохор в заварушке из какого-то нахлынувшего азарта пырнул другого парня ножичком и сбежал. Мелкая деталь, никто не умер, но говорящая, правда? И еще была деталь интересная: тунгусы в тайге выпрашивают у 17-летнего Прошки бутылку огненной воды - водки, и тому интересно до какой жертвы они могут дойти. Они согласны отдать весь доход от обмена пушнины, и он спрашивает их деда согласен ли тот чтобы Прохор выткнул ему ножом глаз? За бутылку. Туземец, совершенный пьяница, соглашается. Прохор не делает ничего, просто проверял...
Но разве нормальный человек такое может сказать другому?
Разбойничье семя...

Очень интересно, с большой душевной теплотой, Шишков описывает тунгусов, с которыми имели дело Громовы и другие купцы. И осуждает барыг за то, что спаивали этих наивных таежных обитателей. Тунгусская романтика пронизывает весь роман, проходит красной линией легенда о девушке Синильге, она является Прохору Громову в наиболее трудных обстоятельствах.

Еще один герой - верный черкес Ибрагим. Мы привыкли видеть кавказцев не в самом лучшем виде - интернет всегда выдает плохие новости о них. Но в каждом народе есть хорошие черты. В северных кавказцах, малых народах России, есть верность - слепая, пылкая. Когда они - подчеркиваю - уважают человека. (Даже в Персидской империи их нанимали в телохранители из-за этой вот черты). Так вот, Ибрагим, как верный пес, предан Прохору. Дитя гор, он считает, что если он любит парня всем сердцем, как своего сына, так и тот его тоже. Ибрагим в тайге спасает Прохору жизнь. Но Громов предает его самым коварным, самым ужасным способом. Не случайно, а всё рассчитав...

Очень подробно, в любопытных деталях, показано нравственное падение человека. И видно, что жадность, может быть, самый ужасный порок. В пылу алчности в романе и любимых убивают, и родителей в психушку сдают...

А как интересна Анфиса. Роковая красавица, в которую влюбляются все, кто видят. Весь деревенский бомонд сохнет по ней, она же спит с Петром Громовым (купцом-отцом), а любит сына - Прохора Громова (и с ним в итоге тоже спит), сооружая разлом в семье, отнимая у безответной Марии Громовой и мужа, и сына...

Анфиса, на мой взгляд, психопатка. Ей скучно, она играет людьми, угрожает даже возлюбленному, придумывает козни, интриги, со скуки влюбляет в себя всех вокруг. В итоге доигралась, и, признаться, мне ее даже не жаль. Считаю, Прохора она не любила, а просто он в руки не давался, и в ней заиграло вот это вот - "чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей".

Прочитала, что в 2019 году сняли новый фильм "Угрюм-река", я его не видела, но посмотрела отрывки. Жаль, что на роль Анфисы выбрали Пересильд. Она совершенно не совпадает с описанием. У Анфисы была роковая, бесспорная красота. По роману, на нее засматривались даже женщины. Глаз не отвести. И она была стервой, злой в общем-то девушкой. Ксения Лукьянчикова, на мой взгляд, подошла бы идеально. Но выбрали Пересильд - девушку с простым, распространенным, незапоминающимся лицом. Водрузили ей на голову кудрявейший рыжий парик, и попытались выдать за красавицу.

Так вот... В чем сила классики? В том, что описанное актуально во все времена. Помня 90-е, я увидела в Прохоре Громове нынешних наших воротил бизнеса. И нечестность сделок, обман кредиторов, подкуп следователей - все как сейчас...
А предательства в романе - это прививка для современника, чтобы не был уж слишком доверчив.

Кстати, в романе жертвуют деньги на "Палестинское общество". Есть в этом перекличка с днем сегодняшним. Вот, на днях, Кадыров отправил помощь в Газу, а Москва традиционно поддерживает создание Палестинского государства. Интересно что герои в 1898 (примерно) году заезжают в Нижний Новгород на ярмарку, и там в Кремле действует исторический музей. Удивительно: и сейчас в нижегородском Кремле есть музей, я была там не далее как в прошлом году.

И еще один грех предстал в романе во всей красе - помимо алчности: гордыня. Еще в юности Прохор выходит на скалу и вопит на всю тайгу: "Я - Прохор Громов. Расступись..." В дальнейшем он говорит нередко о себе в третьем лице: "Прохор Громов своих решений не меняет". То есть мнит себя пупом земли.
Крах неизбежен... Ведь и дьявол - возгордившийся ангел, был низвергнут...

Обратила я внимание на русский уклад, описанный в романе. В деревне люди называют друг друга по имени-отчеству. Анфисе 21 год, но все ее величают Анфисой Петровной, и так навеличивают каждого персонажа. Точно то же увидела я в сказах Бориса Шергина. Там тоже взрослые, даже молодежь, друг к другу по имени-отчеству, если только не друзья, а если друзья, то по имени, но тоже уважительно: Таня, Петя, не Танька и Петька.
В современной литературе, косящей под деревенскую, все исключительно Таньки и Маньки. Потому что городские писатели деревню только по телевизору видели. Или может заезжали в какие-то спившиеся уголки.
У Шергина даже дети обращаются друг к другу: "Ваня", "Миша". И прабабушка моя, сибирская крестьянка, когда рассказывала о былом, называла соседей и прочих нормальными именами, не уничижительными.

Роман "Угрюм-река" есть онлайн, бесплатно. Оченно советую. Отдохновение от плохих новостей и наслаждение хорошим русским языком."

Другие публикации в разделе
Арт-кафе
Самое читаемое на сайте
Живая лента