Суд отобрал у предпринимателя право на «Тамбовского волка»
Трехлетнее разбирательство, связанное с известным местным брендом, подошло к концу
6 декабря суд по интеллектуальным правам отклонил претензии тамбовского бизнесмена Николая Хомутова на право владения брендом «Тамбовский волк». С вступлением решения суда в законную силу его можно использовать, не опасаясь финансовых претензий со стороны правообладателя.
Напомним, патент на использование фразы «Тамбовский волк» в качестве товарного знака, размещаемого на сувенирных товарах, предприниматель зарегистрировал еще в 2013 году. Как только были оформлены необходимые документы, он предъявил претензии своим коллегам — таким же бизнесменам, которые торговали сувенирами с известным тамбовским брендом. Конкурентам предлагалось либо платить за использование товарного знака, который, согласно патенту, принадлежит Хомутову, либо сворачивать бизнес. Те, кто проигнорировал требования и продолжил продавать «сувенирку» с тамбовским волком, вскоре получили приглашение в суд.
С ИП и организаций Хомутов потребовал возмещения ущерба за незаконное использование принадлежащего ему товарного знака. Суммы в исках достигали десятков тысяч рублей. Возмущенные бизнесмены, в свою очередь, обратились в региональное УФАС с просьбой проверить законность действий Хомутова. Разбирательство длилось три года, и, похоже, только сейчас суд последней инстанции поставил в нём точку. Точнее, в УФАС в ситуации разобрались в 2015 году, и выводы в антимонопольном ведомстве сделали тогда не в пользу правообладателя.
— Зарегистрировав исключительное право на бренд, Николай Хомутов получил ряд преимуществ перед конкурентами, — рассказала заместитель руководителя регионального УФАС Светлана МАЗАЕВА. — И тем самым причинил или мог причинить им убытки. А это признаки недобросовестной конкуренции.
Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средство индивидуализации продукции, работ или услуг регламентирует часть 2 статьи 14 закона о защите конкуренции. После рассмотрения дела в региональном УФАС в действиях Хомутова усмотрели признаки именно этого нарушения, а значит, патент на популярный бренд должны были аннулировать.
— Тамбовский волк — это персонаж местного фольклора, а также общеизвестное выражение, которое имеет социальную, экономическую и культурную значимость для жителей региона, является широко распространенным и передается из поколения в поколение на протяжении многих лет, — посчитали в антимонопольном ведомстве. — В 1992 году художник Салычев создал фигуру в дереве «Тамбовский волк». Принадлежность к региональной культуре, а не действия конкретного предпринимателя обеспечила популярность знаку «Тамбовский волк».
Однако предприниматель с таким мнением УФАС не согласился и обжаловал это решение в арбитражном суде. Но и тот поддержал позицию антимонопольного ведомства — 18 февраля 2016 года решение УФАС признали законным и обоснованным. Однако на этом дело о тамбовском волке не закончилось. Недовольный предприниматель обжаловал решение в суде вышестоящей инстанции (в 19-м арбитражном апелляционном суде в Воронеже). Хомутов вновь попытался убедить суд, что именно он впервые начал продавать товар с маркировкой «Тамбовский волк». Другие предприниматели смогли опровергнуть это утверждение: предоставили документы и фото, доказывающие, что подобной «сувениркой» торговали задолго до того, как Хомутов приобрел товарные знаки.
— Довод ИП Хомутова, что он впервые ввел в гражданский оборот в предпринимательских целях данный товар, что говорит об уникальности и новизне его продукции, несостоятелен, — говорится в решении апелляционного суда. — Поскольку материалами дела доказано, что товарные знаки приобретены в условиях уже сложившегося конкурентного рынка, сувенирная продукция, маркированная знаком «Тамбовский волк», уже была введена в оборот и известна потребителю.
Очередной отказ не остановил бизнесмена, и дело дошло до суда по интеллектуальным правам. 6 декабря там решили оставить решения предыдущих судов без изменения, а кассационную жалобу Николая Хомутова — без удовлетворения. Возможно, это еще не конец истории — по закону бизнесмен может обжаловать это решение в судебной коллегии.
Кстати, чтобы впредь не допустить таких прецедентов, специалисты провели исследование фразеологизма «тамбовский волк». И выяснили, что этот бренд вполне может быть включен в федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия России.Провести эту работу должно было региональное управление культуры и архивного дела еще до 1 сентября текущего года. Но и на сегодняшний день в федеральном реестре «тамбовского волка» нет.
Читать все комментарии