Нефтегазовые доходы федерального бюджета упали на 45%
Дефицит государственной казны по итогам первого квартала близок к показателю, который был рассчитан на целый год
Министерство финансов России обнародовало оперативные данные о поступлениях в федеральный бюджет и бюджетных расходах в первом квартале 2023 года. Из отчёта можно сделать вывод о том, что ситуация с доходами сейчас самая тяжёлая за долгие годы и что для покрытия дефицита бюджета (то есть для исполнения обязательств государства) сейчас активно тратятся в том числе средства фонда национального благосостояния.
«По предварительной оценке, объём доходов федерального бюджета в январе — марте 2023 года составил 5 677 млрд рублей, что на 21% ниже объёма поступления доходов в первом квартале 2022 года, что связано с сокращением нефтегазовых доходов», — сообщает Минфин.
Ведомство, напомним, делит все доходы бюджета на нефтегазовые и ненефтегазовые. Нефтегазовые доходы — это доходы, которые формируются из поступлений по налогам на добычу полезных ископаемых (газ, нефть, горючий конденсат, газовый конденсат), доходов от экспорта сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа. Зависимость России от нефтегазовых доходов не такая драматическая, как была в начале нулевых, но серьёзная. По планам правительства в общем объёме доходов федерального бюджета в 2023 году нефтегазовые доходы должны составить треть.
По данным Минфина, ненефтегазовые доходы в первом квартале 2023 года составили 4 042 млрд рублей и снизились по сравнению с первым кварталом 2022 года на 4%. Произошло это, как объясняет ведомство, вследствие единовременного возмещения в январе 2023 года переплат налога на прибыль за предшествующие периоды.
А вот нефтегазовые доходы в первом квартале составили 1 635 млрд рублей и снизились по сравнению с первым кварталом 2022 года сразу на 45%. Минфин объясняет это в первую очередь снижением котировок цен на нефть марки Urals и сокращением объёмов экспорта природного газа. Эти объёмы, напомним, сократились из-за того, что Европа резко снизила потребление российского газа.
Сравнивать нынешние доходы бюджета в любом случае лучше не с прошлогодними, а с доходами и расходами, которые запланированы на нынешний год в целом. Ведь под эти доходы «подстроены» расходы государства. Что же происходит сейчас?
По итогам первого квартала общие доходы федерального бюджета составили 5 триллионов 163 миллиарда рублей, расходы — 8 триллионов 77 миллиардов рублей. Дефицит федерального бюджета, соответственно, составил 2 триллиона 400 миллиардов рублей. При принятии федерального бюджета планировалось, что доходы за весь 2023 год составят 26 триллионов 130 миллиардов рублей, расходы — 29 триллионов 55 миллиардов рублей, а дефицит — 2 триллиона 925 миллиардов. Таким образом, за первый квартал мы недовыполнили план по доходам, зато выбрали почти весь годовой план по дефициту.
Бюджетный дефицит — это не абстрактное понятие. Казначейство не может «нарисовать» деньги. Перечисляет оно их (например, на ту же зарплату бюджетников) только тогда, когда они пришли в казну. Источников устранения дефицита бюджета несколько — остатки прошлого года, государственные облигации и знакомый всем россиянам фонд национального благосостояния (ФНБ).
Из сообщения Минфина можно сделать вывод о том, что пока резервы для погашения дефицита бюджета у государства есть. Во-первых, ведомство тратит средства ФНБ — то есть продаёт на финансовом рынке валюту из своих резервов. «Использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов», — сообщает Минфин.
Кроме того, в казне есть так называемые нераспределённые резервы. А в расходах высвободилось порядка 1,5 триллионов рублей. В конце прошлого года в казне ещё были лишние деньги, и правительство авансом перечислило Фонду пенсионного и социального страхования часть трансфертов 2023 года.
Так что пока прореху дефицита успешно залатали. Далее, чтобы снизить потери бюджета, Минфин с апреля будет считать налоги на нефть не с фактической цены Urals, а исходя из цены сорта Brent, уменьшенной на фиксированный дисконт (если такой вариант будет выгоднее для бюджета). То есть налог будет зависеть не от того, по какой цене нефтяники продали нефть, а от назначенной государством цены. Эта назначенная цена, с которой будет взиматься налог, может быть выше реальной. То есть нефтяникам нужно будет раскошелиться. Кроме того, помочь может снижение курса рубля. Чем дороже доллар, тем больше рублёвая выручка экспортеров и тем выше их отчисления в госказну.
Читать все комментарии