40 лет жил без паспорта из‑за пророчества гадалки
Все эти годы Вячеслава Головача, переехавшего на Тамбовщину, искала семья, которая осталась в Мурманской области
Необычный постоялец – 82-летний Вячеслав Головач – оказался в социальной гостинице, расположенной в Мичуринске, в конце февраля этого года.
– К нам его доставил глава администрации Хоботовского сельсовета Первомайского района, – вспоминает заведующий отделением временного проживания ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения города Мичуринска и Мичуринского района» Геннадий САЗОНОВ. – У пожилого мужчины отсутствовали документы, и их требовалось восстановить.
Отказался от пенсии из‑за пророчества цыганки
Для сотрудников социальной гостиницы работа по восстановлению документов не в новинку: сюда попадают люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, погорельцы, потерявшие всё. Специалисты знают, куда нужно обратиться, чтобы сделать человеку паспорт и все необходимые бумаги. А вот новый обитатель поставил всех в тупик.
– Оказалось, что документы Вячеслава Ивановича были утеряны очень давно, даже не в этом тысячелетии, – говорит специалист по социальной работе гостиницы Анжела ЛОЗОВСКАЯ. – С такой ситуацией мы столкнулись впервые. Как он столько лет прожил, не имея паспорта и вообще никаких бумаг, удостоверяющих личность, для нас остаётся загадкой. Это сейчас, может быть, к такому положению лояльнее относятся, а в советские времена жить без документов было просто нереально.
Как выяснилось, Вячеслав Головач – уроженец Республики Беларусь, а до того, как приехать на Тамбовщину, жил вместе с семьей в Мурманской области. Там у него были жена, сын Виталий и дочь Лариса. О том, что произошло между ним и супругой 40 лет назад, пожилой мужчина в подробностях не рассказывает. Говорит, поругались – он собрал вещи и уехал к другу в Тамбовскую область, да здесь и остался.
Вскоре лишился документов, которые, как считает Вячеслав Иванович, у него украли. За время жизни в Мурманской области мужчина сменил множество профессий: был кочегаром, матросом, бульдозеристом, стрелком военизированной охраны. Оставшись без паспорта, Вячеслав Головач брался за любую неофициальную работу: нанимался в сторожа, помогал селянам по хозяйству, профессионально складывал печи. За что снискал уважение местных жителей, которые никогда не отказывали ему в помощи. В последние годы работал при котельной.
Но, перешагнув 80-летний рубеж, мужчина, до этого никогда не жаловавшийся на здоровье, начал слепнуть, а ходить стал с палочкой. Обратиться за помощью к врачам Вячеслав Иванович без документов не мог, вот и решено было направить его в соцгостиницу, чтобы восстановить их.
Кстати, сам он после исчезновения бумаг даже не думал куда-то обращаться, чтобы переоформить паспорт: цыганка нагадала ему, что, как только получит свою первую пенсию,умрёт. Предсказанию Вячеслав Иванович поверил после того, как сбылось пророчество той же вещуньи о смерти его друга. А раз нет документов, то и никакая пенсия ему не «страшна», решил мужчина.
Последняя попытка
В социальной гостинице постоялец провел месяц, потом ещё один. Всё это время специалисты пытались заниматься оформлением его бумаг, но дело с мёртвой точки не двигалось.
– Мы направляли запросы в различные ведомства. Сделали множество звонков, – вспоминает Анжела Геннадьевна. – Но никаких данных о Вячеславе Ивановиче не было. Единственным вариантом было найти человека, который знал его, видел документы и подтвердил бы личность. Но в нашем регионе таких людей отыскать не удавалось.
О судьбе своих родных сам мужчина ничего не знал. С семьёй он не общался с того момента, как 40 лет назад ушёл из дома. Уверяет, что пытался их разыскать, но безрезультатно. Вскоре после его исчезновения супруга получила новую квартиру и переехала. Нового адреса Головачу не сообщали.
Тем временем подходили к концу все возможные сроки пребывания в социальной гостинице. Обычно они не превышают одного месяца. В исключительных случаях, когда быстро помочь человеку не получается, его продлевают до трёх. Сотрудники искренне сочувствовали постояльцу и понимали, что выгнать интеллигентного старичка на улицу просто не могут. Но и как ему посодействовать, не знали.
– Наверное, уже от безысходности, когда у нас всех начали опускаться руки, мы зашли на сайт передачи «Жди меня», – рассказывает Анжела Лозовская. – Вбили данные Вячеслава Головача. А когда увидели результат, буквально подпрыгнули. Нашлось объявление, размещённое ещё в 2012 году, в котором сообщалось, что человека с таким именем, фамилией и отчеством разыскивает дочь Лариса.
Специалисты соцгостиницы написали на сайте: скорее всего, он находится у них. И стали ждать. В течение двух недель на их сообщение никто так и не отреагировал, поэтому они сами позвонили на горячую линию передачи. Оператор пояснил, что объявление принято, находится в работе, но когда им займутся, не сказал. Никаких данных Ларисы сотрудникам гостиницы не дали.
– Тогда мы вспомнили свой опыт работы с группой «Лиза Алерт», – продолжает Анжела Геннадьевна. – Как-то мы разыскивали родственников другого нашего постояльца и обратились за помощью в воронежское отделение поисковиков. Через них удалось выйти на родных мужчины, и он благополучно переехал к ним жить.
Так как Головач оставил семью в Мурманской области, за помощью в поисках Ларисы решили обратиться в местное отделение отряда. Ни фамилии женщины, ни примерного местонахождения никто не знал. Но всего спустя неделю волонтёры смогли её найти.
– 10 июня в соцсеть мне пришло сообщение от отряда «Лиза Алерт», в котором говорилось, что в социальной гостинице (правда, поначалу указали Мурманскую область) живёт Вячеслав Иванович Головач, которого я, возможно, ищу, – вспоминает его дочь Лариса Корелина. – Я обзвонила все учреждения соцзащиты в нашем регионе, но ничего не выяснила. А потом информацию уточнили, дали контактные телефоны. И оказалось, что мой отец может находиться в Тамбовской области.
Родные Вячеслава Головача связались с мичуринской соцгостиницей.
– Пожилому мужчине мы поначалу ничего не говорили. Всё-таки возраст – волнение может сказаться, – говорит социальный работник. – Общались с его родными, сверяли факты биографии. И вроде бы всё совпадало.
«Приезжал с другой женщиной»
Дочери Вячеслава Ивановича отправили его фото, на котором 52-летняя женщина узнала своего отца, которого не видела 40 лет, но все эти годы искала.
– Насколько я помню, никакого скандала между родителями не было. А была договорённость, что, когда я закончу восьмой класс, брат выпустится из техникума, а мама выйдет на пенсию (это должно было произойти через два года), мы все вместе переедем в Белоруссию к родителям отца, а папа отправится туда раньше, – говорит Лариса Вячеславовна. – Но после отъезда мы о нём ничего больше не слышали.
Спустя четыре года после того, как отец ушёл из дома, 16-летняя Лариса отправилась на его поиски к бабушке в Белоруссию. Родственница подтвердила, что сын приезжал, да не один, а с женщиной, но уехал и никаких контактов не оставил. В 2012 году Лариса, которая не теряла надежды найти своего папу, оставила заявку на розыск в «Жди меня», но восемь лет на неё никто не откликался…
Последние сомнения у дочери исчезли после общения с отцом по телефону.
– Я сразу узнала его голос, – говорит Лариса Корелина. – Во время того первого разговора вспомнили маму, которой нет с нами уже много лет, родных.
Семья решила забрать Вячеслава Ивановича домой. Для этого 22 июля женщина приехала в Тамбовскую область из Североморска, преодолев на поезде 2,5 тысячи километров
– Мы встретили Ларису Вячеславовну на вокзале, отвезли её в наше учреждение и усадили в столовой. Туда же привели её отца, – рассказывает Геннадий Сазонов.
Первая встреча родных людей, по признанию Ларисы, прошла так, как будто не было сорокалетнего расставания:
– Я первым делом спросила у папы: «Домой поедешь?» – и он ответил: «Да». Я очень люблю отца. Не оставляла попыток найти. И конечно, на закате его жизни должна позаботиться о том, чтобы он находился в кругу семьи.
После того как Лариса официально подтвердила личность Вячеслава Головача, он смог получить временное удостоверение. А затем – купить билет и отправиться в Мурманскую область вместе с дочерью, где его ждали уже взрослая внучка и трёхлетний правнук.
– Мне тяжело было уезжать после стольких лет жизни в Тамбовской области, – рассказывает Вячеслав Иванович. – Но сейчас я дома, и здесь мне очень хорошо.
Читать все комментарии