«Меня как будто осенило»

Многодетный отец из села Верхний Шибряй Уваровского района неожиданно обнаружил у себя талант резчика по дереву и превратил свой дом в сказочный терем

08.12.2012 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Андрей Витов, которому сейчас 39 лет, относительно недавно заметил у себя способности к искусству и за небольшое время преобразил своими творениями обычный сельский дом до неузнаваемости. Все стены и потолки в нём украшены резьбой. Здесь и панно с кораблём в бушующих волнах, и сказочное зеркальное окно в необычном деревянном обрамлении, и светильники с подставкой, под стеклом которой собрались обитатели морского дна. Деревянные тамбовские волки, запрокинув шеи, воют на луну, а лебеди застыли, взмахнув крыльями. На чайном столике можно смело играть в шахматы — на столешнице выжжена полноценная шахматная доска.

А началось всё около шести лет назад, когда супруги Наталия и Андрей Витовы с тремя дочерьми (сейчас их уже четыре) обзавелись собственным домом. Глава семьи не замедлил начать обустройство жилища.

— Выпиливал разные рейки, балки, что-то строгал — работы с деревом было очень много, — рассказывает мастер. — Но тогда я занимался не творчеством, а скорее ремеслом. Потом меня как будто осенило: стали приходить в голову разные идеи, образы, фантазия заработала.

По словам Наталии Владимировны, после того как они с мужем съездили к её родственникам в Москву и Андрей Николаевич насмотрелся на Арбате всяких чудес, которые изготавливают из дерева мастера-профессионалы, в глазах умельца из Верхнего Шибряя появился новый блеск. С тех пор он практически не выпускает из рук специальный нож, резцы и фрезеры.

Поначалу приходилось сложно. По образованию Андрей Витов сварщик и с обработкой дерева столкнулся впервые. Помогало только умение рисовать, благодаря чему он без проблем наносил образы, подсказанные воображением, на деревянную поверхность.

Умелец-самоучка сначала травмировался: то ладонь обрежет, то палец проткнёт. Ведь в основном он работал ножом, сделанным из опасной бритвы. А один раз «подровнял» себе пальцы на фуганке (длинный рубанок с двойным ножом), но ничего, всё зажило.

Обучаться декоративно-при-кладному искусству Андрею было не у кого. Хотел было податься в ученики к старейшему уваровскому резчику по дереву, но тот, как оказалось, давно отошёл от дел и был не прочь пригубить спиртное. Изучать азы мастерства по книгам и руководствам наш герой не хотел принципиально.

— Гораздо интереснее всё самому придумывать, — говорит Витов. — Иногда, бывает, начнёшь делать вещь и не знаешь, что в конце получится.

По словам умельца, есть резьба кудринская, богородская, «Татьянка», а у него — индивидуально-авторская, ни на чью не похожая. Андрей Николаевич считает, что только так и можно внести свою лепту в искусство и оставить след в сердцах людей.

Ведь, после того как дело пошло и липа стала в руках мастера как пластилин, его не раз приглашали на выставки, а лучшие работы у Витова после долгих уговоров выкупили коллекционеры из Москвы. И как ему было не согласиться — многодетному отцу, которого ждали дома супруга Наталия и лапочки дочки: 4-летняя Ира, 11-летняя Даша, 13-летняя Вика и 17-летняя Юля.

Для своих девочек умелец изготовил роскошные резные кровати из липы с изящными витыми спинками. Столы же предпочитает делать из тяжёлого и тёмного дуба. На одну работу у мастера уходит от двух до четырёх дней. Зимой дома он практически не бывает.

— Уходит в лес, ищет там себе материал, дровишек набирает. Потом из мастерской по нескольку дней не вылазит. Мы с дочерьми покушать ему приносим, а без нас он бы и поесть забывал, — рассказывает Наталия Владимировна. — Когда увлечётся очередной затеей, ничего вокруг не замечает.

Сейчас Андрей Николаевич достраивает вторую половину дома, так что работы по созданию сказочных узоров внутри ему предстоит немало. Главное, что идеи есть, а за исполнение мастер берётся без страха — руки всё сделают, было бы желание.

В ТЕМУ

Бензопила как ювелирный инструмент

Всё большую популярность как у резчиков, так и у ценителей прекрасного приобретает искусство резьбы бензопилой (разновидность скульптурной резьбы).

Прежде всего это филигранная работа и только потом действо, спектакль, шоу. Всё чаще стали проводиться фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров такой резьбы на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров работы по дереву зритель не только видит конечный результат, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры.

Виртуозов бензопилы в России пока ещё можно пересчитать по пальцам. Самые скоростные мастера-экстремалы тратят на создание деревянной скульптуры всего один час.