Тамбовчане против мечети
Жители северной части города, где планируется строительство культового сооружения, мягко говоря, не одобряют эту идею
Возведение исламского молельного дома на улице Рылеева, там же где базируется мусульманская община, горожане приняли достаточно спокойно. А вот возможное строительство рядом с молельным домом мечети восприняли в штыки. Напомним, администрация города Тамбова выделила несколько соток земли под строительство мечети, также был согласован проект будущего сооружения. В соответствии с ним здание будет иметь два этажа и минарет высотой 27 метров.
Площадь архитектурного сооружения составит чуть более 400 квадратных метров и сможет вместить до тысячи молящихся одновременно.
Строительство откладывалось несколько раз, были планы начать его прошлой осенью, но и эти сроки пришлось передвинуть — предположительно из-за финансовых проблем. А вот сейчас необходимая сумма нашлась, и, как было заявлено, строительство мечети начнут уже наступающей весной. И вот, когда вопрос, казалось бы, уже решили, против стройки выступили жители северной части города. Люди активно высказываются об этом в Интернете и опасаются, что тихий спальный район, в котором они приобрели жильё, с появлением мечети таковым быть перестанет. В стороне от происходящего не остался депутат тамбовской городской Думы Алексей ВЛАСКИН.
— Ситуация развивается в моём избирательном округе, — рассказывает депутат. — Очередной виток случился, когда глава администрации подписал постановление о проведении общественных слушаний по поводу строительства мечети.
Власкин решил отстаивать интересы своих избирателей.
— Никто не говорит о том, что противники строительства мечети пропагандируют идеи ксенофобии или экстремизма, — продолжает он. — Напротив, приняв сейчас по этому вопросу грамотное решение, мы как раз избежим подобного.
По мнению депутата, в этом районе Тамбова не место для строительства культовых сооружений. И ни о каком гонении ислама речи не идёт, он также считает, что там не место и православному храму. Депутат вспоминает, что, когда зашла речь о строительстве храма в парке 40 лет Победы и в итоге в сквере вырубались деревья, он также был против. Но храм всё же построили.
С бытовой точки зрения месторасположение будущей мечети не оправданно.
Впрочем, где она должна располагаться, народный избранник сказать затрудняется, по его мнению, это должны решать специалисты в области архитектуры и градостроительства.
Сейчас Власкин с помощниками проводит мониторинг общественного мнения. По квартирам тамбовчан, которые живут в северной части города, ходят люди, которые предлагают жителям указать в подписных листах мнение по поводу возведения мечети. Опрос продолжится до 1 марта.
Пока итоги не подводились, но есть данные, что подавляющее большинство опрашиваемых высказываются против строительства. Все эти мнения после окончания опроса Алексей Власкин вместе с депутатским запросом предоставит главе города Алексею Кондратьеву.
А вот тамбовские мусульмане в этой стройке проблем не видят. Как рассказал руководитель тамбовской мусульманской общины Абдурагим ИЛЬЯСОВ, те, кто собирает подписи, попросту не знакомы с исламом.
— Это право людей — высказать своё мнение, — говорит Ильясов. — Но сбор подписей против строительства мечети говорит лишь о неграмотности людей. Мечеть будет строиться на средства прихожан, нам никто средств из бюджета не даёт. Никаких призывов к молитве по утрам с минарета не будет, те, кто верит, сами знают, когда надо прийти в мечеть. Разговоры про то, что баранов будут резать на улице, — глупость. Есть специально отведённое для этого место. В крайнем случае, мы готовы делать это на бойне.
Абдурагим Илясов считает, что 52 тысячи мусульман региона имеют право построить свой храм. По его словам, ислам пришёл на Тамбовщину очень давно.
Первые упоминания о мусульманах в нашей области, уверяет руководитель общины, датируются 1472 годом. До революции в области, по его словам, было 25 мечетей, все они были разрушены. Сейчас есть мусульманский храм только в селе Энгуразово Уваровского района, где живут в большинстве своём татары.
— Я сам выходец из Дагестана, — говорит он. — Почему-то в Дагестане никто так не возмущается, если представители других конфессий строят себе храм. Почему подобное происходит в Тамбове — сказать сложно.
Как говорят сторонники строительства мечети, апелляция к народному мнению в вопросах, в частности касающихся строительства культовых сооружений нетрадиционных для данной местности конфессий, есть не что иное, как «умывание рук».
И тем не менее судьба мечети будет решаться на общественных слушаниях. Они пройдут в Тамбове 5 марта в 10.00 по адресу: улица Карла Маркса, 146, актовый зал. В мероприятии смогут принять участие все желающие.
КСТАТИ
Мусульмане были и раньше
По словам историков, данные о жизни мусульман в Тамбове в дореволюционный период на сегодняшний момент не сохранились, хотя мусульманские захоронения на Петропавловском кладбище Тамбова датируются по надписям на могильных камнях как минимум с конца XIX века. В краеведческих работах иногда указывается на большое число татарских сёл в Тамбовщине на более ранних исторических этапах. В конце XVIII века темниковские поселенцы основали одно из сохранившихся по сей день татарских сёл — Энгуразово Уваровского района. В XIX веке Тамбовщина стала одним из мест ссылки, в том числе и мусульман.
Тамбовские азербайджанцы гордятся памятью своих именитых земляков, проживавших здесь. Сюда был выслан Ахмед-паша, правнук известного в Ширване (историческая область в Закавказье) праведника Ших Эюба Баба. Тогда же из азербайджанского города Шеки был выслан Хаким Бабаев, его сын от русской жены Пётр Бабаев стал известным большевиком, именем которого названа кондитерская фабрика в Москве.
Советский период отмечен присутствием в нашей области неофициальных мулл, действовавших в сёлах Татарщино, Энгуразово и Тамбове. В советский период неофициальные имамы Тамбова, о которых сохранились сведения, происходили из села Татарщино Рассказовского района. Оно было своеобразным центром ислама в регионе.
Читать все комментарии