Чем прославились Катин и Кузнецов?
10 лет назад Студенецкая набережная называлась совсем иначе
Ещё не так давно Студенецкая набережная в Тамбове называлась улицей Катина и Кузнецова. Кто такие эти люди — не знал никто, за исключением, наверное, историков-краеведов. В декабре 2002 года городская Дума приняла решение вернуть исторические названия трём улицам — Робеспьеровской, Антонова-Овсеенко, Катина и Кузнецова. Это было, наверное, последнее переименование. Они стали называться Пятницкой, Астраханской и Студенецкой набережной соответственно.
И всё же кем были Максим Катин и Николай Кузнецов? При этом улиц в честь тамбовчан-революционеров Марии Спиридоновой или, к примеру, Евгения Кудрявцева не было.
Чтобы объяснить, чем прославились эти люди, придётся вспомнить историю начала прошлого века.
21 декабря 1906 года в первом часу дня в столице Российской империи двумя выстрелами из револьвера был застрелен петербургский градоначальник Владимир Фёдорович Фон-дёр Лауниц. До назначения столичным градоначальником он четыре года губернаторствовал в Тамбове. Именно ему тогда выпало на долю бороться с революционными настроениями, вдохновителями которых в Тамбове были эсеры.
Крестьянская война, случившаяся в России в начале века, потрясла империю.
Прежде всего бунт был направлен против имений богатых дворянских родов.
Подавлялся он жестоко. Крестьян подвергали телесным наказаниям, судили военно-полевыми судами, массово расстреливали. Особо жестоко обращались с зачинщиками и агитаторами.
На протяжении 1905 года в Тамбовской губернии разгромили и сожгли 149 имений. Благодаря суровым действиям губернатора восстание пошло на убыль, снова вспыхнув после его отъезда в 1906-м.
Первая жертва: Наказание Богдановича
Одним их декабрьских дней 1905 года к подъезду губернаторского дома, что стоял в нынешнем городском парке, подъехал экипаж. Из него вышел вице-губернатор, член тамбовского Союза русских людей Николай Богданович. Он ехал с докладом о смуте. Богдановича перевели в Тамбовскую губернию полгода назад, но он успел продемонстрировать свою жестокость. Он любил повторять, что «всякого, поднявшего руку на церковь, на честь родной земли, следует карать без малейших колебаний». В засаде Богдановича ждал молодой человек, дабы привести в исполнение приговор, вынесенный партией эсеров. Это был Максим Катин.
Он выстрелил вице-губернатору в спину и бросился бежать. Дежурившие в губернаторском доме казаки, услышав выстрелы, кинулись за террористом, но нарвались на пули другого эсера — Ивана Кузнецова, которого схватили тут же.
Затем поймали и Максима Катина.
Через день после покушения Николай Богданович скончался от заражения крови. Террористов вскоре казнили.
ВТОРАЯ жертва: Месть за подавление бунтов
Вскоре настала очередь второго соратника Лауница по подавлению крестьянского бунта — советника губернского правления Гавриила Луженовского. Он был убит Марией Спиридоновой. Она несколько дней выслеживала его на железнодорожных станциях и 16 января 1906 года наконец встретилась с ним на станции Борисоглебск.
Террористка стала стрелять с вагонной площадки из револьвера, спрятанного в муфте. В Луженовского попало пять пуль. Спиридонову арестовали. 12 марта 1906 года в Тамбове её приговорили к виселице. Однако потом заменили приговор бессрочной каторгой.
Затем Спиридонова стала лидером левых эсеров и даже баллотировалась
на
пост председателя Учредительного собрания.
Именно Спиридонова была главным организатором убийства германского посла Мирбаха, она участвовала в аресте Дзержинского отрядом ВЧК в июле 1918 года. Тогда её впервые арестовали большевики. Из-под ареста она бежала, но в октябре 1920-го её задержали вновь, а затем поместили в психиатрическую лечебницу. В 1921 году Спиридонова вышла на свободу. В 1937-м её вновь арестовывают по обвинению в подготовке покушения на членов правительства Башкирии и лично Климента Ворошилова. Её этапируют в Москву и приговаривают к 25 годам тюрьмы в Орлове. 11 сентября 1941 года военная коллегия Верховного суда СССР изменила приговор и 57-летнюю Спиридонову расстреляли.
ТРЕТЬЯ жертва: Громкое преступление эсеров
Высочайшим указом Лаунца назначили градоначальником столицы Российской империи, и он участвовал в разгоне 1-й Государственной Думы. Кажется, все тамбовские дела ушли уже в прошлое, тем более что оба его ближайших соратника — Богданович и Луженовский — погибли. Но тамбовские эсеры не смогли простить Лауницу его жестокость. Вот что писали «Санкт-Петербургские ведомости» 22 декабря 1906 года:
«Вчера в первом часу дня на Лопухинской улице, что на Аптекарском острове, в институте экспериментальной медицины совершено покушение на жизнь петербургского градоначальника, свиты Его Величества генерал-майора В.Ф. Фон-дёр Лауница. Градоначальник приехал на освящение церкви, построенной купцом Сенягиным при новой клинике кожных болезней. На торжестве присутствовало много высокопоставленных лиц.
По окончании богослужения при выходе из церкви на лестнице какой-то молодой человек произвёл в упор в градоначальника несколько выстрелов. Ранения, полученные градоначальником, были смертельными».
Застрелил Лауница тамбовский эсер Евгений Кудрявцев по кличке Адмирал. В этот день Столыпин должен был присутствовать на том же богослужении, однако о готовящемся покушении узнали и уговорили его не ходить туда. В итоге Кудрявцев застрелил только градоначальника. Военно-окружной суд приговорил его к смертной казни через повешение.
До Октябрьской революции 1917 года остаётся ещё целых 11 лет...
Читать все комментарии