За шахматы — с пелёнок

Шахматист-любитель Семён Мартыненко мечтает превратить Тамбов в шахматную столицу России

09.03.2013 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

А начать 73-летний спортсмен планирует с создания в селе Тулиновка Тамбовской области шахматно-шашечного клуба. Семён Тимофеевич убеждён, что для реализации его идеи детей нужно учить играть в шахматы едва ли не с рождения. У самого поборника интеллектуальных игр растут два внука.

— Младшему — четыре месяца, и вместо погремушки у него шахматная фигурка «конь», — рассказывает Семён Тимофеевич. — Она ему нравится.

Мысль о необходимости распространения шахмат во всех образовательных учреждениях области не вызывает у спортсмена сомнений. Сам он после выхода на пенсию (Семён Тимофеевич — ветеран Тулиновского приборостроительного завода) стал частым гостем в местном детском саду «Теремок» — клуба ведь пока нет. Здесь он тренирует детсадовских выпускников.

— Шахматы развивают мышление, логику, аналитику. Играть могут даже умственно отсталые дети, хотя я ребят не делю на здоровых и больных, неспособных. Для меня все они хорошие и умные. Главное — найти подход, — убеждён шахматист. — Я и глухонемых обучаю!

Самым маленьким тулиновский активист объясняет игру на примере белочек и зайчиков, которые скачут по 64-клеточной доске. С первоклашками, у которых Семён Тимофеевич ведёт шахматный кружок в местной школе, работает по программе тамбовской детско-юношеской спортивной школы № 5. Помимо этих наработок он использует целую библиотеку шахматной литературы.

— С помощью шахмат можно двоечника вывести в хорошисты, — рассказывает Мартыненко. — Я даже одной учительнице пари такое предложил, она обещала подумать. По мнению Семёна Тимофеевича, к шахматам в качестве дополнительного образования нужно подойти основательно, найти тренеров для детей в садах, школах, создать клубы в техникумах и университетах.
— Посмотришь — в детском саду воспитатель своими делами занимается, дети какие-то те

лежки катают, головы куклам откручивают, а могли бы в шахматы играть! В школе — три кружка танцевальных! Куда их столько? Ноги только тренировать? А от шахмат голова начинает, как компьютер, работать!

По словам шахматного идеолога, со своими намерениями он обращался даже к губернатору и тот инициативу развития игры на Тамбовщине поддержал. Однако на местах, по мнению Мартыненко, никаких действий так и не предприняли. Поэтому Семён Тимофеевич берёт шахматную доску и сам отправляется к детям. Свои кружки он ведёт в оздоровительных лагерях, санаториях и реабилитационных центрах — всё на общественных началах.

Не так давно, просто чтобы проверить себя, он успешно выполнил требования I разряда.

Уже больше 10 лет заядлый игрок пытался найти в Тулиновке помещение для клуба. И только недавно помочь в организации пообещал гендиректор «Тулиновского приборостроительного завода». Нашлась уже и площадка — в бывшем здании АТС. Свою помощь предложили и руководитель мебельной фабрики Николай Раздобарин, и глава сельсовета Татьяна Мамонтова.

Кстати, с Семёном Тимофеевичем мы беседовали на чемпионате Тамбовской области по классическим шахматам. Больше всего детского шахматного тренера интересовала 8-летняя Маша Кутянина, ставшая в прошлом году чемпионкой Европы в своей возрастной категории. Девочка — наглядный пример того, что шахматный гений может жить даже в самой маленькой головке.

В ТЕМУ

Шахматы помогают подготовить детей к школе

Авторы большинства книг из разряда «шахматы — детям» утверждают, что древняя интеллектуальная игра развивает внимание и память детей. Играя, они лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Благодаря шахматам ребёнок учится воспринимать точку зрения других людей, представлять их будущее поведение и на основе этого строить своё собственное. Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте — в 4 — 6 лет. В то же время специалисты не советуют принуждать ребёнка заниматься. В противном случае вы рискуете перекормить его шахматами. Лучше потрудиться над тем, чтобы заинтересовать малыша.