Мечети в Тамбове быть

На общественных слушаниях обсудили резонансный вопрос о строительстве культового сооружения

16.03.2013 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Вопрос, поднятый жителями северной части города в середине февраля, разрешился. Точку в дилемме «Быть ли на Рылеева мечети?» поставили во время общественных слушаний 5 марта. Зал едва вместил всех желающих принять участие в дебатах. Председательствовал на слушаниях глава города Алексей Кондратьев.

Делал он это твёрдо и местами жёстко, чтобы общественные слушания не переросли, как сам он выразился, в базар.

В зале были как противники строительства — жители улиц Рылеева, Ореховой и других, — так и представители местной религиозной организации мусульман.

Интересы горожан отстаивал депутат Гордумы по 11-му избирательному округу Алексей Власкин. Вмешаться в ситуацию он решил после того, как 18 февраля к нему обратилась инициативная группа граждан, настроенных против строительства мечети. Власкин решил выяснить мнение горожан и инициировал опрос жителей.

— В опросе приняли участие 939 человек, из которых 896 высказались против строительства, — озвучил результаты мониторинга Алексей Власкин. — Наиболее часто причиной этого называли неудачный выбор места для религиозного сооружения на тысячу человек — рядом с жилыми домами и торгово-развлекательным центром. Несколько раз в год спальный район может превращаться в место массовых религиозных мероприятий.

Кроме того, люди беспокоились о том, что каждую пятницу сюда будут прибывать сотни человек из других мест и ежедневно пять раз с минарета будет призывать муэдзин. Ещё одной причиной отрицательного ответа стало «неприятие забоя баранов на улице».

— Никакой гарантии, что жизнь нашего района после появления мечети не изменится, нет, — делится опасениями житель улицы Ореховой Антон Коняхин. — Поэтому неудивительно, что население обес­покоено.

Горожане задали председателю тамбовской мусульманской организации Абдурагиму Ильясову справедливый вопрос: почему строительство не началось в 2002 году, когда предоставили землю? Ильясов пояснил, что вопрос упирался в финансы. Кроме того, территория была замусорена. Представители мусульманской организации уверяют, что никакого беспокойства от мечети не будет, так же как нет его от молельного дома.

— На Тамбовщине живут представители разных народностей, — поддерживает единоверцев первый заместитель председателя муфтиев России Дамир МУХЕТДИНОВ. — Татары, башкиры — многие приезжают сюда, чтобы работать. Не лишайте своих друзей, своих соседей возможности молиться Богу. Они также имеют право проводить обряды венчания, в соответствии со своей верой прощаться с усопшими.

Дамир Мухетдинов рассказал, что, когда в Нижнем Новгороде, откуда он сам, возник вопрос о строительстве мечети, первым, кто поддержал мусульман, был владыка Горьковской православной церкви. По его мнению, официальное, а значит, подконтрольное местным властям и правоохранительным органам место, где мусульмане смогут собираться вместе, никакой опасности для окружающих представлять не будет. Хуже, если в отсутствие такого дома мусульмане станут собираться сами в отсутствие грамотного духовного наставника.

— А от баранов мы и сами страдаем, — продолжил Мухетдинов. — И просим наших прихожан не следовать этому обычаю, слишком много уборки потом предстоит служащим мечети. Что же касается призывов с минарета — в Тамбове этого не будет.

Вступился за мечеть и разработчик проекта здания руководитель Тамбовской еврейской общины Аркадий ФАРБА. Он рассказал, что при подготовке проекта было оговорено строительство мечети с минаретом, но тогда же его заверили, что никаких призывов с него не будет, это необходимый, но не функциональный элемент здания.

— Хочу исправить прозвучавшую здесь ошибку, — сказал Фарба. — Здание рассчитано на 300 человек, а не на 1 000. Я считаю, что обсуждать в этом зале вопросы религии просто неправильно.

А такие попытки были. Горожане, дорвавшиеся до трибуны, припомнили многие «тёмные» стороны ислама. Мусульмане, в свою очередь, парировали, что среди последователей каждой религии встречаются недобропорядочные люди.

— Давайте не будем устраивать третью чеченскую войну, — успокоил собравшихся Алексей Кондратьев. — У нас только фамилии разные, но все мы граждане России. Законных, конституционных оснований отказать в строительстве мечети нет. Обсуждать, хорошая ислам религия или нет, мы сейчас не должны. Главе администрации города Александру Боброву будет рекомендовано одобрить строительство культового сооружения, если этому не препятствуют технические условия.

В ТЕМУ

Как работает мечеть

В мечети организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, там всегда может переночевать приезжий. В традиционной мечети пять раз в день в строго определённое время с минарета раздаётся азан — призыв на молитву. Стандартного часа для разных часовых поясов нет, всё зависит от времени восхода и захода солнца. В день совершается пять намазов: Утро, Восход, Полдень, Вечер, Заход и Ночь.

— В наш век мобильной связи и Интернета необходимости звать с минарета нет, — отметил имам Ильяс ЮНКИН. — Но существуют правила, которые распространяются на любого, кто пришёл в мечеть. Женщинам запрещается приходить в критические дни. Нельзя заходить в мечеть в нетрезвом состоянии.

Следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду. У женщин неяркая одежда просторного покроя должна закрывать всё тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног. Волосы нужно полностью спрятать под платок. Пол в мечети устлан коврами, обувь оставляют при входе. Верующие читают Коран или просто сосредотачиваются на мысли о Всевышнем. Поэтому не следует повышать голос, смеяться, браниться и т. д. Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение и выстраиваются рядами за имамом — предстоятелем на молитве.

КСТАТИ

Построят «мечеть раздора»?

Горожане — пользователи Интернета оказались недовольны таким решением и достаточно жёстко высказываются в адрес как мусульман, так и городских властей, которым оказалось «плевать на мнение горожан». Неравнодушные тамбовчане собираются организовать акцию протеста.

Глава Совета улемов (авторитетные знатоки ислама, — «Житьё») Всероссийского муфтията Фарид САЛМАН убеждён, что строительство мечетей в российских городах нужно вести с учётом мнения местных жителей и реальных потребностей мусульман: «Мечеть, возведённая вопреки воле проживающего рядом с площадкой строительства населения, на спорной территории, согласно кораническим постулатам может угодить в разряд «мечетей раздора», а это уже не ислам и не по-мусульмански».