Где искать забытые клады
Свои сокровища по всей области прятали разбойники, сектанты и купцы
Тамбовская губерния издавна слыла разбойным краем и сохраняла эту репутацию вплоть до начала XIX века, когда в соседних губерниях рассказы о разбойниках уже были легендами. Многие уверены, что обширные леса, некогда покрывавшие весь север Тамбовщины, и по сей день хранят разбойничьи клады. Но легенды рассказывают и о спрятанных сокровищах опальных купцов, священнослужителей и просто состоятельных людей, которые прятали нажитое, чтобы вернуться за ним, но этого так и не произошло.
Разбой — народный промысел
В 1749 году в Кадомском уезде, сейчас это Рязанская область, разбойники разграбили всё имущество отставного майора Ефима Тарбеева, который вместе с семьёй спасся буквально чудом. А старосту и приказчиков, пытавшихся сопротивляться набегу, убийцы не пощадили.
Тарбеев пожаловался в Кадомскую воеводскую канцелярию, но ему ответили, что людей для борьбы с разбойниками попросту нет.
Разбойники грабили даже монастыри. Только в первой половине XVIII века в Тамбовской губернии нападали на Борисоглебский и Чернеевский монастыри, Мамонтову, Адреянову, Старокадомскую, Проломскую, Дмитриевскую, Спасо-Преображенскую Городецкую, Ризополо-женскую пустыни.
Бывало, что разбойничали целые сёла. Это становилось народным промыслом.
Разбойники грабили и целые поселения. Так, летом 1765 года в Шацком уезде Рейтар Михайлов во главе шайки напал на село Лемендяевский Майдан.
Перепуганные жители разбежались по лесам. Тогда Михайлов привёл на подмогу аж 500 человек, которые дочиста ограбили село и угнали всю скотину.
Кстати, среди разбойников были и женщины. В Темниковском уезде прославилась татарка Зляиха Чекашева.
Разбои пошли на убыль только после разгрома Пугачёвщины, когда по Тамбовщине прокатилось несколько крупных карательных экспедиций.
Только к началу XIX века на дорогах Тамбовского края наступил относительный покой. Но в разбойничьих сёлах помнили о былых временах и показывали разные приметные места, связанные с именами знаменитых разбойничьих атаманов. И на каждом таком месте, как говорят предания, зарыты разбойничьи клады...
Горшки с деньгами
Иногда такие клады находили. Например, в селе Кошибеево Елатомского уезда (сейчас Рязанская область). Здесь на берегу реки Старая Цна находился «городок рабойников» — городище, окружённое с трёх сторон оврагами, а с четвёртой — валом. По преданию, некогда тут жили разбойники, грабившие суда на Цне и Мокше. Один из их кладов — глиняный горшок с золотыми бусинами — нашли тут же в мае 1891 года.
В 1898-м в Елатомском уезде в полуверсте от почтового тракта на дне глубокого оврага несколько крестьян обнаружили глиняный кувшин с 230 серебряными копейками Петра I. А в апреле 1899 года близ села Ардабьево в обрыве реки Унжи нашли огромный, в пять пудов весом, клад монет времён Екатерины II.
Целых три клада в 1879, 1888 и 1901 годах нашли в селе Давыдово Моршанского уезда, в старые времена слывшем разбойничьим гнездом.
Клад купца Платицына
Одна из самых ярких легенд Тамбовской области связана с кладом моршанского купца Платицына, жившего в середине XIX века. Как рассказал моршанский краевед Игорь САВЕНКОВ, этот клад ищут до сих пор.
Максим Платицын имел громадное подворье на Соборной площади — пять многоэтажных каменных домов, обнесённых высокой оградой. В его доме хранилась и казна секты скопцов (последователи мистической секты духовных христиан, возводящей операцию кастрации в степень богоугодного дела), которую он возглавлял. Надо сказать, что в секту входили многие богатейшие моршанские купеческие семьи. Однако с сектантами в Российской империи нещадно боролись. Вот и по душу Платицына в декабре 1868 года из Санкт-Петербурга приехал жандармский штабс-ротмистр Шкот.
Обыск в доме купца длился три недели. Жандарм нашёл тайники с ценностями и культовыми принадлежностями. Среди находок были монеты императора Петра III. Все ценности документировались. Однако потом выяснилось, что в полицейских протоколах было упомянуто только о четырёхстах тысячах рублей, а состояние опального купца вместе с общинной казной оценивалось примерно в 30 миллионов рублей. Тайна так и не найденных сокровищ и послужила причиной возникновения легенды о кладе купца Платицына.
Где искать клад купца?
Моршанский краевед рассказал несколько версий дальнейшей судьбы сокровищ. По одной из них, Платицын ещё до суда над собой отвёз их на подворье одному из друзей. Правда, их у купца в Моршанском уезде было довольно много.
С другой версией связан величественный Троицкий собор, который стоял рядом с купеческой усадьбой. Из его подвалов расходились подземные ходы. Дядя Платицына в своё время пожертвовал 200 тысяч рублей на строительство собора, а сам Максим Кузьмич обустроил пятиярусный иконостас. Что мешало ему проложить ход к своему дому? Может быть, именно в подземных коридорах и таится клад?
Видимо, так и рассуждали многочисленные кладоискатели, полтора столетия безуспешно обшаривавшие подземелья. Копали и искали и до революции, и после. Одно время эти раскопки до того ослабили фундамент купеческого дома, что возникла угроза обрушения здания и пришлось проводить его ремонт. Но, увы, все поиски в подземных ходах и подвалах результатов не дали. Так что тайна клада так и осталась нераскрытой по сию пору…
(По материалам моршанского краеведа Игоря Савенкова).
В ТЕМУ
Клады в Тамбове
Есть несколько легенд о кладах в областном центре и его пригородах. Некоторые из них рассказала недавно ушедшая из жизни краевед Валентина КУЧЕНКОВА. По её словам, одна из самых распространённых легенд — о кладе купца Асеева, чей дворец на Набережной сейчас пытаются реставрировать. Известный на всю Россию купец после революции бежал в Америку, однако говорят, что не все свои богатства он смог взять с собой. Часть, возможно, закопал то ли на территории своей усадьбы на Набережной, то ли под берегом Цны.
Есть легенда и о кладе тамбовского коменданта Булдакова, спрятанном тоже под берегом Цны. По преданию, он оставил о себе память как человек-волшебник, был чародеем и мог воскрешать мёртвых. Умер комендант также необычно. Желая продемонстрировать своё волшебство, Булдаков приказал слуге изрубить себя на кусочки и затем опрыскать их живой водой. Лакей исполнил первый приказ, но воду использовать не стал, а похоронил тайком своего хозяина на берегу Цны.
Говорят и о спрятанных церковных сокровищах. После революции во время описи имущества Варваринской церкви, стоявшей на нынешней Первомайской площади, тамошний священник множество утвари спрятал в одном из подземных ходов под церковью и засыпал его. Этот клад так никто и не нашёл.
И ещё одна легенда связана с загадочным Святовским озером в Пригородном лесу. Говорят, что очень давно на его месте стояла древняя богатая церковь, которая однажды внезапно ушла под землю, а на её месте появилось идеально круглое глубокое озеро.
Читать все комментарии