«Мы хотим, чтобы у района было будущее»
С начала июля инициативная группа жителей Романовского района Саратовской области пытается добиться разрешения на проведение референдума о присоединении к Тамбовской области
Романовский район Саратовской области граничит с тамбовским Мучкапским районом. По словам местных жителей, примерно треть населения райцентра, в котором всего живёт около 7 тысяч человек, имеют тамбовские корни. Может быть, поэтому идея войти в состав Тамбовщины в последнее время стала особенно популярна.
— Мы дошли до точки, — говорит член инициативной группы по проведению референдума депутат местного совета депутатов Александр Бондаренко. — Район вымирает, работы нет, дороги просто ужасные, и никому до наших проблем нет дела.
В минувшую субботу в Романовке отметили 85-летие образования района. Накануне юбилея не было никаких примет приближающегося праздника, что, по словам местных жителей, совсем не удивительно. Праздновать-то особо некому — все на заработках в других областях, да и отмечать особо нечего.
— В своё время мы были примерно в одинаковых стартовых условиях с Мучкапским районом, — говорит другой член инициативной группы депутат районного совета от КПРФ Виктор Сапунов. — У нас даже было преимущество — хороший потенциал в плане сельского хозяйства и переработки. Один крупяной завод, ныне почти простаивающий, чего стоит!
Сейчас, по словам Виктора Александровича, Романовский превратился в район-призрак.
— Смертность у нас в 2,5 — 3 раза выше, чем в среднем по России, — жалуется он. — Народ уезжает. Официальная безработица 30%, а реальная так все 70%! А в том же Мучкапский район инвесторы идут, там предприятия создаются, как, например, новый семенной завод.
Значительная часть романовских чернозёмов сейчас обрабатывается тамбовскими фермерами. Так, тамбовский предприниматель смог возродить один из местных кирпичных заводов. А вот местные саратовские власти, по словам «сепаратистов», на проблемы района давно махнули рукой — нет средств.
— Губернатор приезжал к нам год назад, — рассказывает Виктор Сапунов. — Говорил: «Надо изучить вопрос, составить план, принять меры». Но кроме этих слов, мы больше ничего и не увидели.
Романовцы постоянно сравнивают себя с соседним Мучкапом. Мол, у нас проблему создания полигона для мусора никак решить не могут, а там решили, дороги там на порядок лучше, да и вообще, побывав в Мучкапе, в родную Романовку и возвращаться не хочется.
5 июля состоялось первое собрание инициативной группы, в которую вошли депутаты местного совета, представители различных политических партий и простые жители. Затем группа направила ходатайство о проведении референдума в облизбирком. А тот романовцам в проведении референдума отказал.
— В принципе были соблюдены все требования законодательства, но технически ходатайство было оформлено неправильно, — пояснил зампред саратовского облизбиркома Юрий БРЫЗГАЛИН. — Некоторые персональные данные недостоверные.
По словам членов инициативной группы, технические погрешности, найденные облизбиркомом, они уже устранили. 20 июля инициативная группа из 24 человек собралась вновь и направила ходатайство о референдуме. Сейчас оно рассматривается в облизбиркоме. Романовцы предполагают, что власти сделают все, чтобы им отказать, но только таким образом, по их мнению, можно вновь напомнить о своих проблемах.
— Нас называют сепаратистами, но это неправильно, — говорит заместитель председателя инициативной группы Алексей Максимов. — Мы хотим не просто отделиться, а интегрироваться в более успешный район, чтобы развиваться, а не умирать. Сегодня у нас нет будущего.
Решение по поводу второго ходатайства облизбирком примет в ближайшее время. Если документы будут признаны соответствующими закону, то материалы передадут в областное законодательное собрание, которое решит судьбу референдума.
Глава администрации Романовского района Алексей Щербаков назвал идею присоединения к Тамбовщине бредом.
— У нас с Тамбовской областью давние добрососедские отношения, — сказал он. — А действия данной инициативной группы — это бред. В сентябре выборы, вот они и хотят набрать политические очки.
— Для нас выборы значения не имеют, — говорит Александр Бондаренко. — Мы только хотим, чтобы у района было будущее. Если нам откажут в референдуме, будем писать президенту. А что нам ещё делать?
По словам заместителя главы администрации Тамбовской области Сергея ЧеботарЁва, всерьёз относиться к перспективе возможного присоединения Романовского района к Тамбовщине не стоит.
— Переход целого района из одной области в другую — это очень сложный процесс, — сказал Сергей Алексеевич. — Вряд ли можно сразу вспомнить примеры подобного. Факт того, что целый район соседней области хочет прийти к нам, конечно же, приятен.
А пока романовцы с удовольствием ездят в Мучкап и Тамбов. Благо есть прямое железнодорожное сообщение. Кстати, даже тамбовские больницы для романовцев удобнее местных, да и нравятся больше.
В ТЕМУ
Саратовская область разбегается
Одновременно с жителями Романовского района, документы на проведение референдума об отделении от Саратовской области направили жители Балашовского района. Там, в свою очередь, хотят присоединиться к Воронежской области.
Балашовской инициативной группе тоже было отказано «в связи с недостатками в оформлении ходатайства о проведении референдума». Кстати, это была третья попытка балашовцев направить документы на проведение референдума. Постоянные отказы избиркома граждане считают «неправомочными и нарушающими все существующие по этому вопросу законы, в том числе и Конституцию».
А ещё они говорят, что Саратовская область фактически разваливается. «При губернаторе Аяцкове такого не было», — говорят местные жители.
Читать все комментарии