Чиновники говорят: «Зачем вы приехали, если у вас ничего нет?»
Вернувшись в Россию с Украины по программе переселения соотечественников, Мария Ларина пожалела о своём выборе: оказалось, что на родине её никто не ждал и помогать не собирался
Мария Ларина родилась в Москве в 1977 году в семье учёных: отец — профессор, мать — кандидат наук. Через полгода после её рождения родители решили переехать в Крым. Затем не стало СССР, Крым стал частью Украины, а Мария её гражданкой. Девушка получила высшее образование на Украине, она биолог, но в аспирантуре решила учиться в МГУ. В 2007 году она стала кандидатом сельскохозяйственных наук и вернулась. Вот только на Украине, по словам Маши, российские дипломы не особо котируются. Тогда-то она и задумала вернуться на родину.
— Причин для возвращения было много, — рассказывает Мария. — Во-первых, там надо было работать только на украинском языке, да и дочь надо было учить украинскому, а я не хочу этого. На Украине без знания языка перспектив нет.
Возвращение на Родину
В 2011 году Мария узнала о российской программе переселения соотечественников из-за рубежа. Казалось, вот он — реальный шанс. Мария поехала в российское консульство в Симферополе, её там приняли и сказали, что необходимые документы будут оформлены в ближайшее время. Согласно правилам программы ей определили территорию вселения — Тамбовскую область и конкретно Мичуринск. Здесь по условиям программы она должна прожить два года.
Весной 2012 года Мария приехала вместе с трёхлетней дочкой Светославой в Мичуринск, где её ждала работа в учхозе «Комсомолец» и комната в общежитии.
— Я не знала, что общежитие — это так ужасно, — говорит Мария. — Воды нет, туалет один на весь коридор, дверь в комнату не закрывается, а в самой комнате только две железные кровати и все.
В Мичуринске они пробыли недолго, решили уехать в Тамбов. Документы на полагавшиеся ей подъёмные, около 50 тысяч рублей, оформить, по словам Марии, было просто некогда. В итоге она получила их только весной этого года.
Соотечественник нелегал
В Тамбове по объявлению в газете ей удалось снять двухкомнатную хрущёвку за 8 тысяч рублей в месяц плюс оплата коммунальных услуг.
— Работу здесь я нашла сразу, сначала в частной конторе работала экологом, затем устроилась в институт ВНИИТиН, — говорит Мария.
Зарплаты хватает только на оплату квартиры, о садике дл я Светославы речи даже не идёт. Пришлось вызывать бабушку из Крыма, чтобы она присматривала за внучкой.
По словам Марии, сейчас у неё главная проблема — регистрация.
— Мне выдали совершенно пустой паспорт и не предупредили, что возможны проблемы с регистрацией, — жалуется Мария. — А где я зарегистрируюсь? Я фактически тут нелегально живу, хотя и участник программы.
Она была на приёме у федерального инспектора, у областных чиновников.
— А они у меня всё спрашивают: зачем вы приехали, если у вас ничего нет? А я-то думала, что России нужны специалисты, что меня здесь обеспечат каким-то служебным жильём. Но выяснилось, что пригласить пригласили и бросили. Хоть бы предупредили сначала, что без достаточной суммы денег переселяться не стоит.
Благодаря заместителю губернатора Тамбовской области Александру Алабичеву Марии выдали временную регистрацию на год в общежитии на Рязанской без права проживания. Штамп об этом стоит в украинском загранпаспорте Марии.
«Я бы в дворники пошла...»
Временная регистрация заканчивается, к Марии уже приходил участковый, чтобы выяснить, на каком основании она живёт в квартире, звонят из миграционной службы и говорят, что она должна зарегистрироваться по месту жительства.
— Но я не могу этого сделать, — говорит Мария. — Меня на съёмной квартире никто не зарегистрирует. Где мне регистрироваться? Получается, что вроде бы гражданка России, специалист, приехавший из-за рубежа, а совершенно бесправная.
Мария убеждена, что властям стоит продумать программу переселения, если стране действительно нужны квалифицированные специалисты. Власть должна создавать для них условия.
— Я бы хотела остаться в Тамбове, хотя меня зовут и в Москву, и в другие регионы, — делится девушка. — Я бы даже дворником пошла работать, но без регистрации не берут.
В ТЕМУ
«Рассчитывать ей надо только на себя»
В отделе трудовой миграции и содействия переселению соотечественников областного управления труда и занятости населения корреспонденту «Житья» пояснили, что Марии Лариной необходимо обзавестись собственным жильём, только тогда её могут зарегистрировать по месту жительства.
— Программа добровольного переселения соотечественников из-за рубежа не предполагает предоставления какого-либо жилья, — пояснила начальник отдела Светлана Камнева. — Мы просто предлагаем: хотите жить в России — пожалуйста! И гражданство вам оформят всего за 4 месяца. Мы же только оплачиваем проезд и даём подъёмные, в данном случае 40 тысяч на саму Ларину и 15 тысяч на ребёнка.
Как правило, к нам переезжают люди с каким-то капиталом, способные приобрести себе жильё. Служебные квартиры у нас дают только врачам в райцентрах. Иногда работодатели в районах тоже дают жильё. Она научный сотрудник, хочет жить в Тамбове, может быть рассчитывала на ипотеку, но ей её никто не даст. Мы не можем ей давать какие-то преференции перед обычными тамбовчанами или другими переселенцами. Рассчитывать ей надо только на себя.
Читать все комментарии